Войти в почту

«Петь вместе у нас в крови»: как прошли первые «Хоровые игры Сибири» и почему вокалистам в Омске негде ...

С 3 по 5 июня в Омске впервые прошел международный фестиваль-конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Хоровые игры Сибири». Несмотря на название, в нем приняли участники не только из Омска, Алтая, Новосибирска и Красноярска, но и из Екатеринбурга, Самары, Челябинской области, Москвы и Подмосковья. Всего собралось более 700 участников и 39 коллективов, из которых меньше половины были из нашего региона.

«Петь вместе у нас в крови»: как прошли первые «Хоровые игры Сибири» и почему вокалистам в Омске негде ...
© Новый Омск

Мероприятие отличилось не только большим вниманием со стороны участников и общественности, но и тем, что на сцене одновременно можно было услышать хоровиков разного возраста - от детских хоров до хоров ветеранов - и хоры различных направлений, а также услышать разный уровень подготовки, пройдя спектры от любительского до профессионального пения.

О том, как прошли игры, преображается ли современная хоровая культура и с какими трудностями пришлось столкнуться при проведении мероприятия рассказала одна из организаторов первых «Хоровых игр Сибири», доцент кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания ОмГПУ, художественный руководитель и дирижер нескольких омских хоровых коллективов Татьяна Капустина. Она отметила, что специально для участия в играх были приглашены высокие деятели искусств, работающие по направлению хорового искусства. Это был тот редкий случай, когда организаторам удалось собрать авторитетное жюри, включающее в том числе дирижера-хоровика из столицы.

Идея провести в Омске масштабное хоровое мероприятие в несколько дней возникла еще в 2019 году. «Как только мы все обсудили и пришли к единому мнению, началась пандемия, и все планы пришлось отложить на неопределенный срок. Зато за время карантина и действия коронавирусных ограничений возник еще более детальный концепт: мы стратегически выстроили, как именно хотим все это провести. И только в этом году эта идея реализовалась, дай бог не последний раз», – говорит Капустина. Она также считает, что категорически неправильно называть «Хоровые игры» фестивалем одного направления, поскольку там представлены и просветительский, и культурный, и образовательный сегмент. Последний – в качестве программы экспертов, которые давали ряд мастер-классов.

Татьяна Капустина рассказала, что если в 90-е годы прошлого века хоровое движение пережило упадок, но теперь оно напротив набирает обороты. «Хор позволяет человеку почувствовать, что он не один, и выразить свое эмоциональное состояние. Люди нуждаются друг в друге, а в нашей стране мы и вовсе привыкли делать все вместе. Приходя в гости, мы пьем чай, разговариваем, а потом садимся и поем вместе. Петь вместе у нас в крови», – отмечает эксперт.

Кроме того, хоровое искусство движется стремительными темпами в современность и в прямом смысле не стоит на месте. Надеть платья в пол, красиво встать и академично отпеть – это уже история академического хорового выступления двадцатилетней давности. Теперь все изменилось, и можно увидеть театрально-хоровые сюжеты, и даже выделить такую отдельную номинацию, как эстрадный хор. «Сейчас и поют, и танцуют, и работают с микрофоном. Смешивают стили – эстрадное пение и народное, например. Когда возникла такая кроссоверность, когда начала сливаться разная стилистика, то хор перестал стоять ровно на месте», – говорит Татьяна Капустина.

Однако для выступления полноценного хорового коллектива, который насчитывает 35-40 человек, нужна подготовленная площадка. С размещением приезжих участников в гостиницах, их перемещением по городу, а также с организацией культурной и экскурсионной программ в рамках «Хоровых игр» никаких проблем не было. Помогали с проведением мероприятия волонтеры ОмГПУ, а сам вуз безвозмездно предоставил площадку для проведения мастер-классов.

Единственным камнем преткновения организаторов стал поиск места непосредственно для проведения конкурсных прослушиваний, ведь разместить на сцене десятки участников – задача не из простых. Площадка должна была не только быть вместительной, но и отвечать определенным техническим требованиям, поскольку хоровое искусство звучит далеко не в каждом зале.

«Правильного профессионального места с учетом особенностей хорового форума у нас в городе просто нет. Есть отдельные площадки, но на них довольно проблематично попасть. В том же органном зале высокая плотность мероприятий, зайти туда очень сложно, а часть площадок недосягаема для некоторых мероприятий еще и с финансовой точки зрения. Поэтому уместно было бы иметь в Омске центр хоровой музыки или центр хорового пения, площадку, которая идеальна именно с позиции акустики для хорового искусства. Городу это необходимо, чтобы иметь возможность приглашать к себе на соревнования лучших. Члены жюри хвалили наше мероприятие, но добавляли: «Зал бы вам», – с надеждой отмечает организатор фестиваля «Хоровые игры Сибири».

В идеале на площадке, подходящей для проведения хоровых фестивалей и конкурсов, должно быть комфортно всем – и участникам, чтобы исполнить свои партии на хорошей сцене, и эксперту, который слушает из зала и оценивает услышанное, и зрителю, который просто пришел на концерт. Кроме того, самим хоровикам, помимо сцены, нужны помещения, в которых можно и переодеться, и распеться. Если в мероприятии участвует несколько коллективов, то места для этого должно хватить всем.

В итоге прослушивания в рамках «Хоровых игр Сибири» провели в Центре творческого развития и гуманитарного образования, а для церемоний открытия и закрытия предоставили зал концерт-холла регионального центра по связям с общественностью на 650 мест. В этот раз массово и целенаправленно приглашать зрителей на игры не стали, поскольку посадочных мест едва хватало для самих участников. Хотя при наличии достойной площадки фестиваль вполне может стать зрелищным мероприятием и для всех желающих приобщиться к хоровой культуре как слушатели.

В качестве места для размещения потенциального центра хорового пения Татьяна Капустина предлагает рассмотреть заброшенные архитектурные памятники - «Доходный дом В.С.Саметника» на Ленина, 48 или «Здание бывшего городского 4-классногоначального училища» на Куйбышева, 48, где раньше располагался городской музей. Однако, по словам дирижера, когда обращаешься к властям за помощью по поводу помещения, чаще всего слышишь в ответ короткое «нет».

Еще больше оперативных новостей о ситуации в Омской области и России мы публикуем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на него по этой ссылке, чтобы оставаться в курсе событий.