Войти в почту

В РОСИЗО открылась выставка "Тарковский. Кино как молитва", посвященная 90-летию режиссера

Первое, что встречает входящего в выставочный зал, это уникальный объект — мольберт с картиной авторства самого Тарковского. Он написал ее, приступая к работе над фильмом "Сталкер". На ней, в мрачной палитре оттенков хаки, изображен одинокий сталкер. В целом полотно практически повторяет узнаваемую сцену из фильма. Фото: br.pinterest.com Далее в трех залах располагается фотовыставка. Это подлинные, аутентичные фотографии из итальянского архива режиссера, запечатлевшие процесс его работы над несколькими фильмами, начиная с дипломного "Каток и скрипка" (1960) и заканчивая "Жертвоприношением" (1986), снятым в Швеции. Часть снимков была сделана прямо во время съемок. На снимках можно увидеть бэкстейдж культовых фильмов режиссера, посмотреть на знакомые сцены под непривычным ракурсом, и даже увидеть кадры, так и не вошедшие в итоговые картины. Здесь и фото родителей режиссера, и его детские снимки. Впервые личные фотографии Тарковского были показаны на биеннале 1994 года в Париже, где фотопроект получил награду лучшей выставки года. Инсталляция "Дом под водой" — это размышление на тему переживаний режиссера о родном Завражье, в котором проходило детство Тарковского. О Завражье, которое ушло под воду и о котором так романтично писал отец- поэт, Арсений Тарковский: "А я лежу на дне речном. И вижу из воды Далекий свет, высокий дом, Зеленый луч звезды". Все как при Тарковском - оригинальная мебель, кабинетный стол и красное кожаное кресло, в инсталляции присутствует атмосферный аудиовизуальный ряд, содержащий архивные рукописи, фотоматериалы, аудиозаписи режиссера, помогающий ощутить и погрузиться в тему тоски и переживаний Андрея Тарковского о селе Завражье. Куратор проекта, Алина Корень, подчеркивает, что была цель сделать очень честную выставку, и у команды это бесспорно получилось: "Эта честность для нас начиналась с тех вопросов, которые, я уверена, задают зрители фильмов Тарковского, и которыми задавался он сам. Он предлагает ответы, которые для него были важными. И мы предлагаем зрителю их воспринять". Слово "воспринять" здесь неслучайно, ведь экспозиция действительно очень чувственная, глубокая, эмоциональная. Выставка сближает зрителя с режиссером, с первых секунд погружает в мир искусства и образа мыслей Тарковского. Организаторам выставки удалось найти девять лекций, прочитанных Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров в 1977 году, которые позже практически никто не слышал. Фрагмент этих лекций представлен на выставке, впоследствии они будут, наконец, опубликованы. Еще один зал, где можно увидеть документальный фильм, снятый Тарковским в Италии в 1979 году, когда он встречался с великим сценаристом Тонино Гу эрр о й, работавшим с такими классиками киноискусства, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. По приглашению Тонино Гу эрры Андрей Арсеньевич приехал в Италию работать над сценарием "Ностальгии" и выбирать места для съемок. В фильме их диалоги, споры, быт, знакомство со страной, восхищение архитектурой. Есть эпизод в Тоскане, где Тарковский и Гуэрро наконец находят то самое место для съемок "Ностальгии". В летнем кинотеатре на открытии выставки был показан еще один документальный фильм, созданный сыном Андрея Тарковского в 2019 году. "Тарковский. Кино как молитва" — название выставки дословно повторяет название фильма. Лично Тарковский-младший на открытии выставки присутствовать не смог, но записал видеообращение, где подчеркнул, что "творчество отца, его кинематограф, все то, что он заложил в свои фильмы, – это сейчас чрезвычайно нужно и востребовано по всему миру". Действительно, режиссер Андрей Тарковский и по сей день вдохновляет как отечественных, так и западных режиссеров и представляет собой крайне значительное и необыкновенное явление мировой культуры. В летнем кинотеатре при РОСИЗО до конца августа состоятся еженедельные кинопоказы культовых картин: 21 июля — «Иваново детство» (1962); 28 июля — «Андрей Рублев» (1966); 4 августа — «Солярис» (1972); 11 августа — «Зеркало» (1974); 18 августа — «Сталкер» (1979). Кинопоказы платные, начало в 21:00. Выставка проходит при поддержке Международного института Тарковского. Продлится до 20 сентября 2022 года.

В РОСИЗО открылась выставка "Тарковский. Кино как молитва", посвященная 90-летию режиссера
© Ревизор.ru