Войти в почту

Как создаются программы в фигурном катании — интервью с Бетиной Поповой, Натальей Бестемьяновой, Алёной Леоновой

Почему ультра-си ограничивают хореографию? И как происходит поиск идей для программ? Рассказываем в спецпроекте «Песнь льда».

Как создаются программы в фигурном катании — интервью с Бетиной Поповой, Натальей Бестемьяновой, Алёной Леоновой
© Чемпионат.com

«Загадка формулы спорт плюс искусство останется вечной, потому что никогда не прекратится творческий поиск, поиск, дарующий новые открытия» — это цитата из советского документального фильма «Загадка формулы: спорт плюс искусство». В самом его названии заложен вечный спор о статусе фигурного катания, ведь, кроме спортивной стороны, у него есть и другая — та, в которой творится настоящее искусство. Которая затрагивает человеческие души и дарит ни с чем не сравнимые эмоции. Это больше, чем спорт.

«Песнь льда» — спецпроект «Чемпионата», в котором мы рассказываем, что же делает фигурное катание искусством. И разбираем с экспертами, как это искусство создаётся. Третий выпуск — о постановке программ.

Как происходит поиск идей для программ и почему сложно выступать под одинаковую музыку с конкурентами

«Иногда у тебя есть музыка, которую ты не можешь никому отдать»

Создание программы в фигурном катании — процесс трудоёмкий как для хореографа с тренером, так и для самого спортсмена. Все трое принимают участие в создании концепции постановки, начиная с поиска идеи и подбора музыки. При этом не существует единого рецепта для успешной работы: в зависимости от ситуации меняется очерёдность действий, равно как и инициатор конкретной программы. Чаще всего фигуристы и их наставники находятся в симбиозе: атлет прислушивается к советам опытного специалиста, тогда как тот учитывает мнение подопечного, оставляя пространство для творчества, а не загоняя его в узкие рамки. Более того, пожелания спортсменов зачастую облегчают задачу для постановщика.

Слова олимпийской чемпионки легко подтверждаются на практике. Произвольная программа Андрея Мозалёва прошлого года под композицию The Man With The Harmonica исполнителя Apollo 440 появилась на свет не сразу: музыка, предложенная сестрой фигуриста, ждала своего часа целый год, поскольку была слишком взрослой для Андрея. Затем его тренер Кирилл Давыденко увидел прогресс ученика и наконец дал задание хореографу группы Денису Лунину поставить программу.

Не сразу решились дать блюз Алёне Косторной в группе Этери Тутберидзе. Чемпионка Европы мечтала о подобной теме давно, но Даниил Глейхенгауз не торопил события и ждал, когда спортсменка разовьётся артистически, чтобы справиться с новым ритмом.

«Когда ты выходишь на лёд, ты не думаешь, кто катался до тебя, кто — после. Но для зрителей и судей восприятие колоссальное»

Чтобы не быть заложником ситуации и не делать программы «на вырост», которые ещё и могут не «выстрелить», специалисты предпочитают отталкиваться от физических способностей фигуриста, его технического набора, характера. Поэтому порой две программы под одну и ту же музыку могут выглядеть совершенно по-разному. На Олимпийских играх в Калгари в 1988 году гремела нешуточная «битва двух Кармен», как её окрестили в СМИ. Великолепная Катарина Витт, славившаяся своим артистическим даром, противостояла атлетичной Дебби Томас, имеющей в своём арсенале более сложные прыжки, чем у соперницы. Фигуристка из ГДР раскрыла образ страстной цыганки лучше, поэтому золото досталось ей.

Тем не менее выступать в одинаковом образе — непросто. Есть множество подводных камней, включая восприятие судей и зрителей, которые влияют на итоговую оценку. Российская фигуристка Бетина Попова, выступавшая в танцах на льду, в годы спортивной карьеры не раз сталкивалась с подобным и рассказала о главных проблемах, связанных с этим.

«У тебя есть всего два орудия — твоё тело и музыка, и ты должен с ними справиться и передать образ»

Фигурист и его тренер должны быть максимально уверены в своём выборе, иначе это грозит обернуться неудачей. Неправильный подбор темы может перекрыть все достоинства атлета, как это случилось, например, с Александрой Трусовой во время работы с Евгением Плющенко. Русской ракете поставили программу под «Ромео и Джульетту», но только после нескольких стартов фанатам стало понятно, что спортсменка изображает не романтичную девушку, а злой рок. Саше и её наставнику пришлось дополнительно уточнять это в интервью, что лишь подтверждало теорию о том, что фигуристка не смогла в должной мере показать задумку хореографа на льду.

По словам Бетины, катать конкретные истории проще, чем абстрактные, однако в основу должны входить эмоции, переданные через мимику, движения тела. Необходимо музыкально подчёркивать их и грамотно выстраивать рисунок программы относительно зрителей и судей — не прятать эффектные элементы, а показывать их с разных ракурсов.

Согласна с этим и Алёна Леонова, которая объяснила, в чём состоит сложность сюжетных программ:

«Очень сложно донести до зрителя за три минуты полную историю»

Как ни странно, но подготовка спортсменов к программам, поставленным по известному произведению, длится дольше, несмотря на наличие готового источника. Фигуристам не приходится придумывать формат абстракции, зато им необходимо изучить объёмный пласт информации: от просмотра художественного или документального кино и чтения книг до похода в театр на балет и занятий с профессиональными танцорами.

Дарья Усачёва признавалась, что читала «Ромео и Джульетту» на русском языке и в оригинале, а также смотрела фильм по трагедии Шекспира, чтобы лучше прочувствовать образ. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский пошли ещё дальше и посетили балет «Лебединое озеро» в Михайловском театре, перед тем как начать отработку олимпийской программы. Со всей серьёзностью к делу отнёсся и Владимир Литвинцев, представивший в Пекине завораживающую постановку по мотивам фильма «Джокер» с Хоакином Фениксом.

Весь секрет — в правильном выборе момента и способа интерпретации, ведь уместить сюжет фильма, книги или балета в три-четыре минуты нереально.

Какие требования представлены к программам и почему ультра-си ограничивают хореографию

«Высокой оценки могут быть удостоены только гармоничные, хорошо сбалансированные программы»

Требования к коротким и произвольным программам очень чёткие.

«Современные правила соревнований подчёркивают, что высокой оценки могут быть удостоены только гармоничные, хорошо сбалансированные программы, в которых фигурист демонстрирует мастерство владения всем комплексом элементов своего вида фигурного катания», — написал гуру тренерского цеха Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках».

Кроме того, он добавил, что с художественной точки зрения идеальной программой считается та, в которой учитываются основные принципы создания композиции: законы единства, контраста и нарастания. Первый отвечает за то, чтобы постановка воспринималась единым целым. Второй выражается в наличии разных композиционных элементов, пространственно-временных и динамических характеристик.

«Высокие положения тела сочетаются с низкими в комбинации шагов. Напряжённые движения рук в позе выезда из элемента чередуются с расслабленными, свободными при разбеге для выполнения следующего элемента. Особенно ярко проявляется закон контрастности в изменении ритма движений; в смене быстрого и медленного темпа движений, вплоть до статической позы; высокой и низкой скорости скольжения до полной остановки. Для разделения комбинаций желательно заканчивать их позами, которые, подобно точке или восклицательному знаку в предложении, заканчивают определённую мысль», — отразил этот момент в исследовании Мишин.

Закон нарастания — это про динамику движения и одновременно повествования. В каждой программе должны быть завязка, развитие, кульминация и развязка.

Обязательно при составлении программы надо ориентировать её на судейский борт — только так арбитры смогут по достоинству оценить красоту хореографических находок и вместе с тем не пропустить сложные элементы, к которым приковано основное внимание.

«Ультра-си ограничивают хореографа — ты не можешь добавить что-то суперкреативное»

В эпоху четверных прыжков у одиночниц распространилось мнение, что чем разнообразнее контент у фигуриста, тем проще ему ставить интересные программы. Однако это не совсем так. Элементы ультра-си, эффектные сами по себе, сильно влияют на хореографию, ограничивая её.

Схожее мнение у Натальи Бестемьяновой.

Известны случаи, когда фигуристов корили за излишнюю сложность, так называемую «погоню за элементами». Жёсткой критики удостоилась произвольная программа Александры Трусовой на Олимпиаде: многие специалисты уверены, что пять квадов лишили её эстетичных связок и, соответственно, стоили ей тех самых четырёх баллов, отделивших её от первого места, которое заняла Анна Щербакова.

В программу Трусовой достаточно было бы добавить пару нестандартных акцентов, чтобы повысить экспрессию и завоевать любовь судей. Так, как сделали Нэйтан Чен и Рафаэль Арутюнян в «Рокетмене», ставшем для американца победным. Стильный хип-хоп в конце программы был дерзкой выходкой фигуриста, который буквально кричал телом, что достоин золота. И психологически это сработало — арбитры остались в восторге. Настроение было иным, нежели на Играх в Пхёнчхане, где Чен проиграл, погнавшись за четверными прыжками и забыв, что артистическое восприятие и связь с судьями невероятно важны.

Почему консерватизм — реальность фигурного катания и зачем фигуристы порой меняют программы посреди сезона

«Восприятие судьями и тренерами нового даёт некоторый стопор в фигурном катании»

Программу олимпийского чемпиона, представленную в Китае, Бетина Попова назвала прорывом. Судейская бригада отнеслась к постановке с особой благосклонностью. Результатом этого стала профессиональная подготовка тренерского штаба и самого спортсмена, которые не побоялись рискнуть и бросили вызов установившимся негласным правилам. Согласно им, привычные постановки без креатива воспринимаются судьями лучше. Иными словами, вероятность выиграть с классикой под композиции «золотого фонда» выше. О консерватизме в фигурном катании высказывались многие специалисты.

При этом совсем отказываться от экспериментов нет смысла. Для большинства тренеров и хореографов нет запретных тем в фигурном катании; есть те, к которым ещё не привыкли, но со временем они окажутся на большой арене.

«Смена программ очень часто происходит по рекомендации судей»

В конце концов проблемы могут возникнуть и с классической постановкой — нередко фигуристам приходится менять программы в течение сезона. На это бывают разные причины.

В этом году олимпийская чемпионка Анна Щербакова тоже меняла короткую программу: вместо восточной темы фигуристка представила другую. Спонтанное решение перед главным стартом в карьере могло дорого стоить ученице Этери Тутберидзе, тем не менее нужно учитывать, что при грамотном подходе риск Ани был значительно ниже, чем у представителей парных дисциплин. Бетина Попова объясняла, что в одиночном катании спектр элементов уже, а значит, легче сменить рисунок программы, добавив новое музыкальное сопровождение вместе с ритмическими акцентами, дополнив это смысловой составляющей.

Чем сложна хореография для парных дисциплин и как новые правила скажутся на танцах на льду

«Парные постановки — это увлекательный процесс. У каждой пары свой характер»

Самым сложным видом хореографии, по мнению Никиты Михайлова, считаются танцы на льду.

Солидарна с ним Наталья Бестемьянова:

Нюансов у парных постановок много, но основной заключается в том, что в программе участвуют два человека. Сочетание разных характеров, привычек, технических возможностей приводит к тому, что тренер и хореограф получают больше свободы для творчества, но вместе с тем балансируют между атлетами, которые порой находятся в стадии конфликта. В таком случае наставнику приходится выступать в качестве психолога, чтобы убедить фигуристов, что они работают на совместный результат.

«Небольшой лайфхак для пар, которые только начали: можно будет поставить что-то весёленькое и обогнать уже скатанные пары»

Для парных видов камнем преткновения являются современные правила. Да, девушкам-одиночницам запрещают прыгать четверные в короткой программе, но это, наоборот, сохраняет баланс спорта и искусства в фигурном катании. В танцах на льду много ограничений, касающихся как выбора тем, так и порядка исполнения элементов. Поэтому Международный союз конькобежцев (ISU) пытается постепенно расширять круг ритмов, добавляя новые стили — хип-хоп, вог, вакинг, регги, реггетон, локинг, фанк и многое другое.

Также меняется и структура программ. Недавно стало известно, что у танцоров больше не будет паттерн-части. С одной стороны, это позитивно скажется на разнообразии хореографии, с другой — качество катания снизится, считает Бетина Попова.

По мнению специалиста, это поможет подтянуть юниоров и избавиться от пресловутой очереди в танцах на льду. Можно по-разному относиться к грядущим переменам, но сам факт того, что фигурное катание не стоит на месте, уже вселяет оптимизм. Самый красивый вид спорта в скором времени может стать лучше, а о чём ещё можно мечтать?..