Войти в почту

«Наши песни понимают даже иностранцы»: музыкант Игорь Саруханов — о возрождении группы «Круг», отношениях и ценностях

Певец и композитор Игорь Саруханов выпустил песню «Русская тропинка» на стихи поэта XIX века Алексея Апухтина. Заслуженный артист России рассказал «Вечерке» об актуальности текста, возрождении легендарной группы «Круг» и самых ценных человеческих качествах.

«Наши песни понимают даже иностранцы»: музыкант Игорь Саруханов — о возрождении группы «Круг», отношениях и ценностях
© Вечерняя Москва

— Игорь, над песней «Русская тропинка» вы работали больше 40 лет. Что вас так зацепило в тексте поэта XIX века?

— Этот текст напомнил о моей жизни в Подмосковье, когда в детстве мы бегали мимо колосьев пшеницы, разводили костер. Я всегда любил подмосковную природу, здесь красивые места. А «Тянется тропинка» в стихах — это аллегория, олицетворение Руси, душа России. Мы с Апухтиным являемся соавторами текста, я дорабатывал его — написал припев.

— Вы возродили группу «Круг», образованную 40 лет назад, но пережившую распад. А почему коллектив когда-то распался?

— Это отчасти было связано с финансовыми вопросами, отчасти... с завистью. Развал группы был вызван желанием одного человека, он продавил этот вопрос. Это был детский сад. Но я не жалею, что покинул группу в 1984 году, так как спустя год уже участвовал в 12-м Всемирном фестивале молодежи и студентов.

— Говорят, разбитую чашку не склеить. Почему решили ее возродить?

— К этой ситуации метафора про разбитую чашку не подходит. Разбить, испортить можно упаковку, а чашечка — это то, что создавали участники группы «Круг». Ее легко восстанавливать, так как группа оставила в истории нашей музыки неповторимый след. Ее помнят и любят. С возрождением группы мне помогали во всех инстанциях, куда обращался.

— За 40 лет, наверное, участники «Круга» изменились. Несложно взаимодействовать? Остались ли у членов группы прежние привычки, то, что не меняется? Ментальность не меняется.

— Мы все это время общались с Владимиром Васильевым по прозвищу Царь, с клавишником Евгением Гетманским. Мы остались втроем, так бывает (в первом составе был еще Михаил Файнзильберг. — «МВ»). И держим руку на пульсе. Перво-наперво я отвел всех к лучшему стилисту. Мы теперь модно одеты, хорошо выглядим на сцене. А песни в современном прочтении звучат великолепно.

— Помните чувство, что у вас было, когда группу создавали? Сейчас оно то же?

— Сегодня все по-взрослому. Тогда я уговаривал всех, настаивал, чтобы никто не разбежался, говорил, что у нас хороший материал. Мы быстро записали первый альбом. Хиты «Каракум», «Поворот» разлетелись по стране. Через месяц-полтора мы уже гастролировали.

— Вы армянин, родом из Узбекистана, а всю свою сознательную жизнь живете в России. Нет тоски по тому общему дому, который назывался СССР?

— Да, раньше у нас была общая страна. Но и сегодня «гастрольных» границ у нас тоже нет, посещаем так же Узбекистан, Казахстан, Молдавию. Ностальгии особой нет: сейчас совсем другие технологии, возможности для продюсирования, продвижения. Сегодня намного круче! Мне нравится это технологичное время.

— На постсоветском пространстве по-русски поете?

— Да, и нас хорошо понимают. Особенно люди старше 25–30 лет. И молодые тоже, хоть они сами уже на русском говорят с акцентом. Но знаете, молодежь сейчас ориентируется на тех, кто круче. Поэтому они изучают этот язык, приезжают к нам. Вот моя семилетняя дочь Розочка стала изучать китайский, так как Китай шагнул вперед. А старшая, 14-летняя Люба, изучает танцы.

— Что для вас главное в людях?

— Ценю внутренний стержень. Важно, чтобы друг не включал заднюю — скажем, вчера говорил одно, а завтра — другое. Что касается родственников, их я просто люблю. Стараюсь быть с ними на связи. Ценю любовь. Любовь — это самое главное.

— На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1985 году вы получили свою первую премию. О мероприятиях такого масштаба, по-моему, ныне подзабыли. Как считаете, в чем была их важность?

— Они давали ощущение того, что все мы — очень близкие люди. Будто вся политика куда-то исчезла, нет ее. Все встречались, обнимались, обстановка была дружеская. Помню, выступали на одной сцене с зарубежными артистами. За кулисами все здоровались друг с другом, так хорошо общались.

— Многие мужчины дорожат свободой. А как вы считаете, в каких случаях стоит действительно жениться? И почему так важно скрепить союз?

— Открою секрет: женитьба не является сдерживающим фактором. Мужчина, вступая в брак, может быть уже несвободным. А я, вступая в брак, был свободным всегда. И говорил всем своим бывшим женам, что надо быть таковым. Каждому нужно личное пространство.

— Вы не только музыкант, но и автор текстов песен. Когда почувствовали, что вы поэт? Повлияла первая любовь или что-то другое?

— Были всегда сомнения: готов ли я выйти на широкую аудиторию со своим материалом? И это хорошая практика — анализировать, сомневаться. А лучшим ответом является популярность песни. Но если быть совсем откровенным, как поэт я нашел себя в последние годы. Я изменился полностью, стал иначе писать, в слова вкладывать максимальный смысл, избегая воды. Поэтом себя никогда не считал, но последние два альбома успокаивают меня и позволяют допустить, что, возможно, это так.

— Вы как-то говорили, что сейчас на эстраде много необразованных певцов. А можно отсутствие музыкального образования компенсировать харизмой, трудолюбием?

— Да, но только если артист не прибегает к техническим возможностям, не использует так называемый тюнинг голоса. Когда человек поет мимо нот, но выходит на сцену, я это не приветствую. Для меня это удар в спину, так как я уважаю сцену, и не потому, что она меня кормит, а идеологически.

Такой «певец» не является артистом. На сцену должны выходить образованные люди. А то что же ты тогда не садишься в кабину самолета — слабо поднять его в воздух, посадить? Образование нужно? А почему ты считаешь, что можно без него выходить на сцену. Она что, хуже?

— На ваш взгляд, в чем специфика российского рока? И как он меняется сейчас?

— Я не участник «роковых» историй. У меня масса вопросов к этому направлению. Представители рока — это «Битлз». Назовите кого-то из наших, кто напоминает их! Кто-то называет наш рок уличным, дворовым. Я не хочу никого обижать. Я и сам не знаю, как называть себя, хотя меня в «Википедии» назвали «поп-рок-певец». Я просто стремлюсь создавать ту музыку, которая будет нравиться людям.

ДОСЬЕ

Игорь Саруханов родился 6 апреля 1956 года в Самарканде. Выступал в группе «Цветы», основатель группы «Круг». В 1985 году начал сольную карьеру. В 1986 году вышел первый диск-гигант певца «Если нам по пути». Побеждал на Международном фестивале в Сопоте (Польша), XII Международном фестивале молодежи и студентов и других.

Первый гонорар

Учась в девятом классе, Игорь Саруханов стал выступать на дискотеках, зарабатывая первые деньги. Из-за этого он столкнулся с осуждением руководства школы. Но юношу спас отец, сказав, что Игорь потратил заработанные деньги на гитару, на струны, а школа не выделяет на это средства. Директора школы это успокоило.

Пишет песни артистам

Песни Игоря Саруханова исполняют и другие певцы. Один из источников заработка музыканта — авторские гонорары. А кто лучше поет его песни — решать зрителям, считает артист.

Искупал родителей в лучах славы

Родители певца были горды сыном и его песней «Дорогие мои старики». Мама Игоря плакала под эту песню. На концерте, посвященном 10-летию творческой деятельности Саруханова, во время этой композиции на его родителей, сидевших в ложе, направили свет, нацелили все камеры. И музыкант был очень рад, что песня подарила им эти радостные минуты.

Конфликт со Стасом Наминым

У Саруханова был конфликт со Стасом Наминым в связи с уходом из группы «Цветы». Артист ушел от мэтра, чтобы создать свою группу «Круг». Но впоследствии музыканты помирились. Саруханов принес своему наставнику извинения на совместном концерте в середине 1980-х годов, произнеся: «Стас, извини, я поступил по-детски, нарушил твои планы». Игорь объяснил, что хотел иметь свое дело, искал себя, используя знания, полученные у Стаса. А осуществить это можно было, только выходя из-под контроля своего руководителя.