Войти в почту

Фандорин в XXI веке: актуален ли образ акунинского сыщика сегодня

Скоро на платформе «Кинопоиск» выйдет очередная экранизация романа Бориса Акунина «Азазель». Главную роль Эраста Фандорина сыграет артист Малого театра Владислав Тирон, внешне похожий на Игоря Костолевского. Насколько удачен этот типаж на роль главного литературного детектива России и актуален ли этот герой сегодня? На этот вопрос в комментарии для «Слово и Дело» ответил кинокритик Александр Шпагин.

Фандорин в XXI веке: актуален ли образ акунинского сыщика сегодня
© Слово и Дело

Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск HD» экранизирует роман писателя Бориса Акунина «Азазель». Главный герой романа сыщик Эраст Фандорин в сериале будет вести расследование не в XIX веке, а в современной альтернативной версии России. Действие сериала развернется в 2023 году в Российской империи. В стране не было никакой революции и Советского периода. Государством правит Николай III вместе с премьер-министром Дмитрием Орловым. Юный сыщик Эраст Фандорин берется расследовать обстоятельства смерти молодого миллионера, который застрелился в центре Петрограда. Это будет уже вторая экранизация романа «Азазель» - первая была в 2002 году. Историю решили повторить на экране. В феврале 2023 года роману исполнится 25 лет. За это время Эраст Фандорин стал одним из самых узнаваемых персонажей и брендом российской литературы со своим фандомом, который объединяет несколько поколений. Актуальность Фандорина сохраняется и сегодня – ум, амбициозность, принципиальность и честь – вот ключевые черты его образа. Кинокритик Александр Шпагин в комментарии для «Слово и Дело» отмечает, что сегодня пришло время для нового переосмысления романов Бориса Акунина. Все экранизации становились культовыми, несмотря на разных исполнителей главной роли. «Вся волна акунинского бума пришлась на двухтысячные, то есть надо было хватать быка за рога. Кто успел – тот схватил и поставил известные фильмы в двухтысячные годы. А потом этот бум прошел, сам Акунин стал либералом, и вокруг него сложилось какое-то вялое и даже темноватое облако. Сейчас это будет восприниматься лучше, чем в 2010-е годы. На мой взгляд, предыдущая картина «Азазель» была очень хорошо экранизирована Александром Адабашьяном. На самом деле, этот фильм мне нравится больше, чем роман, хотя его раскритиковали. Очень хорошая была работа. Дальше уже похуже. В «Статском советнике» Фандорина играл Меньшиков, но он оказался бледным на фоне Михалкова», — отмечает критик. Александр Шпагин подчеркивает, что сам по себе Фандорин как персонаж не особо интересен, так как он не обладает определенным характером. Важен не характер, а обстоятельства, в которые попадает Эраст Фандорин из одной истории в другую. В этом он сильно напоминает Шерлока Холмса, у которого в романе тоже нет определенного характера – он был создан позднее, Василием Ливановым на съемках советского фильма. «Как его ни снимай, он сам по себе не интересен. Он как «Алиса в стране чудес». Это просто нормальный человек посреди полного абсурда. Некая лакмусовая бумажка, через которую мы воспринимаем действие. Конечно, Фандорина должен играть интеллектуальный обаятельный актер. Кстати, красивый он или некрасивый – не важно. Фандорин у нас никогда не получался. Сказать, что это сильно мешало фильмам, я не могу. Конечно, хотелось бы получше, но это не самое главное. Самое главное – это то, что происходит вокруг да около. А там должны быть хорошие актеры», – объясняет критик. Пользователи Сети возмутились тем, что в истории про Фандорина многие романы оказались не экранизированы, в то время как киноделы взялись повторно перенести на экран действие романа «Азазель». Александр Шпагин отмечает:

вся история Фандорина должна быть экранизирована – и не только она.

По словам критика, на полках книжных магазинов спрятано великое множество интересных и уникальных историй, которые можно положить в основу киносценария. Да, далеко не все из них гениальны, однако небольшая доработка может положить начало настоящему киношедевру. «Я двумя руками за экранизацию всех романов – бульварных, коммерческих, какими полнятся полки наших литературных магазинов. Я не понимаю, зачем вообще писать сценарии, когда можно брать роман и делать по нему сериал, фильм. А если роман совсем уж «на тяп-ляп» написан, его можно чуток переделать. Уже все есть, полки ломятся от изобилия. Из любого плохого коммерческого романа можно сделать хороший. Концы с концами сведи, узелочки затяни и будет все нормально». По словам критика, сейчас пришло время для перерождения истории о Фандорине. Из этой истории вполне можно было бы сделать собственный культовый российский сериал.