Войти в почту

Чему у Кончаловского учился Шукшин

Кончаловский и Шукшин – что может быть дальше друг от друга! Но автор "Сибириады" настолько разнообразный, если не сказать, протеичный художник, что и шукшинские находки оказались им востребованы. Интереснее другое – как минимум однажды очень пригодились находки Андрея Сергеевича и Василию Макаровичу. Андрей Кончаловский для Шукшина однозначно относился к "кругу Андрея Тарковского" – однокурсника по ВГИКовской мастерской, с которым, как известно, у него были непростые отношения. Напомним, что через несколько лет после смерти Шукшина Тарковский довольно нервно и при большом стечении народа заявил "Я не уверен, что Шукшин постиг смысл русского характера. Он создал сказочку по поводу российского характера. Очень симпатичную и умилительную". Полагаю, шукшинской прозы Андрей Арсеньевич просто не читал, или читал по диагонали – судил по кино ("Калина красная" ему сильно не понравилась). В некоторое оправдание этому не слишком обоснованному суждению, вспомним, что примерно в том же духе Шукшин отзывался и об "Андрее Рублеве". Сценарий которого как раз и написан тандемом "Тарковский-Кончаловский". Что интересно: по его собственным воспоминаниям, Кончаловский впервые увидел будущего соавтора по "Катку и скрипке" и "Рублеву" именно во ВГИКе, на съемках студенческого проекта по рассказу Хемингуэя, где главную роль играл не кто иной, как юный Шукшин! Василий Шукшин. Фото: altdrama.ru Андрей Сергеевич себя от "линии Шукшина" отделял и отделяет, как представляется, достаточно четко. Характерно его высказывание о прадеде по материнской линии – великом художнике Сурикове. "Суриков в каком-то смысле напоминает мне Шукшина, при всем различии отразившихся в каждом эпох. В них обоих есть общее, корневое, сибирское. Эта сибирская удаль, я думаю, в большей степени передалась Никите, чем мне. В нем есть это русское героическое обаяние, вольница яицких казаков. Я, скорее, пошел в литовцев, прабабку-француженку – в Кончаловскую материнскую ветвь и в немцев (бабка отца была обрусевшая немка)". Никита Михалков и Шукшин, кстати, интересная и перспективная тема! Но снимать кино в России и о России, особенно исходя из "патриотического поворота", который декларирует несколько последних лет Кончаловский, и не обращаться к опыту Шукшина, думаю, совершенно невозможно. Самым "шукшинским" стоит считать сравнительно недавний фильм Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014), награжденный на Венецианском фестивале "Серебряным львом" за лучшую режиссуру. Более того, сам заглавный герой, "взятый из жизни" (как известно, это настоящий почтальон, действующий в придуманных режиссером обстоятельствах) на прямой вопрос, кто смог бы исполнить вашу роль, то есть, сыграть вас вместо вас самого, ответил так: " Может быть, Шукшин… Но он и умер когда, и я ему не по чину, поздно расти до него начал". Полагаю, работая вместе с Тряпицыным над ролью, Андрей Сергеевич обойтись без упоминания Шукшина не мог. Фото со съёмок фильма "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Фото: filmpro.ru Однако интереснее всего история с легендарным фильмом Кончаловского (который ряд киноведов считает лучшим его произведением) – "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" (1967). Черно-белая лента, как известно, перемешала профессиональных актеров и настоящих жителей деревни. Съемки велись в манере, приближенной к документальному кино (была такая мода на Западе, которая потом аукнется перенесением приемов хоум-видео и широкого распространения съемки "с руки", даже в блокабастерах). Сам Кончаловский говорит о влиянии на его тогдашнюю манеру Куросавы (киноведы вспоминают, конечно, итальянских неореалистов и еще множество известных только им имен). Однако, на мой взгляд, без следов просмотра шукшинской картины "Живет такой парень" не обошлось (само собой, на нее тоже повлиял просмотр Шукшиным современного западного кино, тех же неореалистов). Даже сами истории, рассказанные в лентах чем-то похожи, хотя у Кончаловского, конечно, все трагичнее – и поэтичнее. И если непрофессиональные актеры, занятые и у Шукшина, в "Парне" все же на периферии действия, то для Кончаловского они важнее всего. А вот Шукшин почерпнул в "Асе Клячиной" кое-что важное для себя. Оператор-постановщик и друг Шукшина Анатолий Заболоцкий вспоминает, как они с Василием Макаровичем внимательно и с пользой посмотрели "Асю" перед началом работы над "Печками-лавочками". Кадр из фильма "История Аси Клячиной...". Фото: scoopnest.com Тут любопытны несколько обстоятельств. Во-первых, Шукшин, по словам Заболоцкого, "добился", чтобы ему показали фильм, так и не вышедший на широкий экран. Надо полагать, что он уже слышал о нем и заинтересовался. То есть просмотр никак нельзя назвать случайностью. Во-вторых, Шукшину фильм понравился. "Макарыч отметил: "Ухватисто снято, внятно и просто". В-третьих, просмотр фильма оказался полезным для режиссера и оператора "Печек-лавочек" сразу по нескольким параметрам: А) "Просмотр фильма был, пожалуй, самым сильным толчком для того, чтобы отрешиться от разинских накоплений и перейти к современной теме. "Ася Клячина" подсказывала нам искать главные сцепления документальных и игровых кусков". Б) "Просмотр фильма был для нас уроком конкретным: живой человек у Кончаловского, снятый не мешающей ему камерой с искусно записанной его же речью, почти везде "зашибает" артиста" . Полагаю, отсюда и широкое участие в "Печках-лавочках" самодеятельного балалечника Феди (которого, увы, очень сильно порезала редакторская цензура): "после первого просмотра лично Владимир Евтихианович Баскаков (первый зампредседателя Госкино) тоном, не терпящим возражений, сразу, как погас экран, заявил: "Сморщенного старика, самодеятельного, выбросить из фильма полностью" . Непрофессиональные актеры, как известно, вызывали ярость и у принимавших "Асю" – из нее-то выбросить их было нельзя, тогда бы от фильма ничего не осталось! В) Шукшин отметил для себя актрису Любовь Соколову: "Только Люба Соколова точна, жизненна, ни разу она не "перебрала" рядом с покалеченным войной ее мужем – исполнителем не из артистов. Этот дуэт запомнил Макарыч и не однажды возвращался памятью к нему… Макарыч находил в облике Соколовой воплощение русской женщины. Вот натура для живописца-то… И в "Печках-лавочках" Любовь Сергеевна играет эпизодическую роль проводницы". (Выше в кавычках цитаты из мемуаров Заболоцкого). Думаю, следы "Аси" были бы в "Печках-лавочках" виднее, если бы удалось снимать их по первоначальному замыслу – в различные времена года. Но обстоятельства (в том числе воспаление легких Шукшина) оставили возможность только для летних съемок деревни. Кадр из фильма "Печки-лавочки". Фото: Яндекс.дзен. И еще одно сходство: фильм Кончаловского категорически не приняли те, кто в нем снимался! Но ведь и при съемках "Печек-лавочек", а особенно после премьеры ленты, возникали многочисленные претензии земляков к Шукшину. Раздосадованный Василий Макарович, по сути, именно из-за этого последние годы жизни в Сростках почти перестал бывать. Недовольны были и местные партийные инстанции – что в Горьковской области, где снимали "Асю", что в Алтайском крае. Можно порассуждать о том, что "документальное" оказалось эффектнее "игрового" в воздействии на окружающих, но, наверное дело в другом. Какую-то больную струну тогдашней (и только ли тогдашней!) русской жизни затронули в описываемых лентах и Кончаловский, и Шукшин

Чему у Кончаловского учился Шукшин
© Ревизор.ru