Войти в почту

10 культовых военных фильмов без пошлых штампов: картины, в которых история важнее пафоса

Когда снимается военное кино, трудно действовать без оглядки. Режиссеры работают под огромным давлением: всегда найдется ветеран, который поставит под сомнение реалистичность происходящего, и одно такое мнение может перечеркнуть годы труда. Но создатели кино не боятся экспериментировать и дарят нам необычные военные фильмы. Причем рассказать о войне можно не только через показ масштабных сражений. Сегодня мы выбрали десять картин, авторам которых удалось избежать плакатных образов и штампов в показе военных действий.

10 культовых военных фильмов без пошлых штампов: картины, в которых история важнее пафоса
© Super.ru

10. «Тонкая красная линия» (1998)

Американский классик Терренс Малик снял этот фильм после 20-летней паузы. Картину сильно ждали критики, и автор экранизации книги Джеймса Джонса о битве за Гуадалканал в 1943 году решил сделать ставку на поэтическое изображение военных действий. Иногда лента становится похожа на аудиокнигу: за кадром все время звучат голоса, а камера летает над Тихоокеанским фронтом. В процессе монтажа в корзину ушли целые сюжетные линии, а сцены со многими актерами сокращались до нескольких минут: Малик действовал как настоящий полководец, который в интересах результата не стеснялся идти на жертвы. Терренс запараллелил опыт человека на войне с потерей невинности, благодаря чему даже голливудские знаменитости вроде Шона Пенна и Вуди Харрельсона ходят по экрану с опустошенными лицами. Их герои явно не были готовы к жестокому развитию событий, но новое знание о способностях человека на зверства сделало их сильнее.

9. «Апокалипсис сегодня» (1979)

В Голливуде работало немало режиссеров, прошедших вьетнамскую войну. Фрэнсис Форд Коппола был не из их числа, но военную тему чувствовал. Коппола превратил затяжные съемки картины в особую операцию, которая сводила людей на площадке с ума и впоследствии оказывала почти психотропный эффект. В основе лежала книга Джозефа Конрада «Сердца тьмы», и захваченный ее сюжетом Фрэнсис Форд Коппола нарисовал портрет медленно, но верно теряющего над собой контроль капитана специального подразделения Уилларда. Перед ним была поставлена цель устранить полковника Курца — диктатора из джунглей, соорудившего из своих бойцов подобие маленькой империи. Несмотря на то что миссия вышла почти библейской по пафосу, Коппола сделал картину человечной: здесь есть светлые персонажи вроде пилота вертолета, увлеченного серфингом, но общая идея при этом довольно страшная. Режиссер считает состояние войны изначально заложенным в человеческих генах и намекает, что люди будут всегда убивать друг друга ради довольно умозрительных и не всем понятных целей.

8. «Иди и смотри» (1985)

Если ты — настоящий художник, для реализации собственных фантазий тебе не помешает особая политическая обстановка. Советский режиссер Элем Климов был как раз одним из таких: он запускал в производство фильмы, скажем, о пагубном влиянии Григория Распутина на царскую семью («Агония»), а по итогам сдавал психоделическое кино не о конкретных людях, а о кризисе власти. «Иди и смотри» — это самый натуралистичный, тяжелый и при этом эффектный фильм в режиссерской карьере Элема. Речь идет о геноциде, устроенном немецкими военными частями на территории Беларуси. В показе врага Климов не то что избегает штампов, а включает поистине демоническую фантазию. Например, нацистский офицер у него фигурирует с лемуром на плече, являя собой почти что персонажа старой фламандской живописи (настоящее воплощенное зло — страшное и гомерически смешное одновременно). Сыгравший главную роль юный актер Алексей Кравченко получил психологическую травму на долгие годы, что вписывалось в творческую задачу Климова. Лицо главного героя должно было превратиться в карту войны, и оно в нее превратилось: те, кто видел «Иди и смотри», черты Флёры Гайшуна, которого сыграл Кравченко, точно не забудут.

7. «Дюнкерк» (2017)

Чтобы создать военный фильм на свое усмотрение, нужна полная свобода действий и желательно максимально возможный бюджет: съемки военного кино по размаху часто сопоставимы с войсковыми операциями. После того как «Интерстеллар» Кристофера Нолана заработал в прокате 600 миллионов долларов, режиссер имел карт-бланш в плане выбора будущего проекта. В новом фильме, который рассказывает о событиях Второй мировой, он собрал блестящую компанию актеров, куда вошли Том Харди, Киллиан Мерфи и даже популярный певец Гарри Стайлс. Все они поучаствовали в экранизации спасения трехсот тысяч солдат. Было это во время Дюнкеркской операции: тогда в окружение попала крупная группа союзников. Немцы прижали противника к морю, так что огромный пляж-ловушка начал постепенно окрашиваться в красный цвет. При этом боевые сцены на песке Нолан принципиально снимал без всяких спецэффектов, а за работу получил от студии рекордный фиксированный гонорар в 20 миллионов долларов. Редкий пример военного фильма без штампов и показного патриотизма, который часто идет в ущерб творческим задачам.

6. «Взвод» (1986)

Война во Вьетнаме травмировала целое поколение американцев, и режиссер Оливер Стоун, прошедший боевые действия, был как раз одним из носителей страшного знания об истинной природе жизни на поле боя. В его фильме Чарли Шин сыграл юного рядового-патриота, который хотел послужить Родине, а в результате столкнулся с адской муштрой и почти полной потерей товарищами человеческого облика. «Взвод» получил сразу несколько премий «Оскар» во многом не благодаря избранной теме, а в силу максимального реализма показанных на экране человеческих характеров. Желание персонажей выжить в боевых условиях постепенно стирает моральные границы, смешивает добро и зло в едином коктейле. Некоторые из героев, как сержант в исполнении Уиллема Дэфо, вообще довольно откровенно находят свой дзен в боевых условиях, и им настолько комфортно под обстрелом, что их пугает возвращение домой. Разумеется, часто скрытое желание погибнуть героем на войне реализуется.

5. «1917» (2019)

Экспериментальный военный фильм Сэма Мендеза, в котором изображение завораживает настолько, что следишь в основном за перемещениями камеры, а не вникаешь в подробности битв. Фактически фильм был снят без видимых глазу монтажных склеек, отчего создавалось впечатление, что оператор Роджер Дикенс снял все одним дублем. Отличное решение: в условиях боевых действий течение времени определенно изменяется. Молодые актеры Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чепмен играют двух капралов, которым во время Первой мировой войны доверено доставить сообщение от генерала Эринмора полковнику Маккензи. На пути персонажей возникает огромное количество препятствий, а на кону стоят жизни полутора тысяч солдат. Военная драма Сэма Мендеса — это настоящее визуальное чудо, которое захватывает дух и не оставляет в покое даже после титров. В процессе просмотра течение времени меняется тоже: по итогам кажется, что двухчасовой фильм-монстр пролетает примерно минут за сорок.

4. «Летят журавли» (1957)

Еще один совершенный с визуальной точки зрения фильм, только совсем из другой эпохи, черно-белый и отмеченный главным призом Каннского кинофестиваля. Режиссер Михаил Калатозов реализовал грандиозную задачу — показать отчаянное положение молодых героев в начале Второй мировой войны через историю любви. Возлюбленный главной героини Вероники (Татьяна Самойлова) исчезает на линии фронта, сама она становится жертвой изнасилования, однако впоследствии сюжет начинает развиваться непредсказуемо. Фильм «Летят журавли» имел огромный успех в Америке и повлиял на целое поколение режиссеров, которые заимствовали и визуальное решение ленты, и оперный накал, потому что лента решена как настоящая симфония.

3. «Список Шиндлера» (1993)

Основанный на реальных событиях «Список Шиндлера» Стивена Спилберга — один из блестящих примеров гуманизма в кино, который рассказывает историю Оскара Шиндлера — немецкого бизнесмена, организовавшего фабрику с использованием труда угнетенных евреев. По итогам герою Лиама Нисона удалось спасти 1200 человек. В фильме Спилберга у гуманиста Шиндлера есть еще и опасный соперник: в Кракове Оскару приходится иметь дело с садистом, алкоголиком и убийцей Амоном Гетом в исполнении Рэйфа Файнса. В истории строительства спасительной для евреев фабрики в полной мере отображается Вторая мировая война, жизни травмированных ею людей и страшной эволюции мира, который проходит свой переломный момент. Сейчас этот фильм входит в обязательную программу почти всех киношкол, ученики которых изучают, как Спилбергу удалось сделать одновременно страшное и душеспасительное кино.

2. «Охотник на оленей» (1978)

Эпическая картина Майкла Чимино, которая показывает страшный эффект, произведенный войной во Вьетнаме на жизнь городка в штате Пенсильвания. Обаятельных молодых людей из этой картины война быстро превращает в героев почти что древнегреческой трагедии, где есть свои боги и монстры. Интересно, что герои картины являются представителями русских эмигрантских семей, и из-за этого в Советском Союзе к работе Чимино относились всегда максимально холодно. При этом «Охотник на оленей» — один из немногих примеров, когда герои русского происхождения как-то связаны с боевыми действиями Америки во вьетнамских джунглях. Образы Кристофера Уокена и Роберта Де Ниро, играющих в русскую рулетку в ключевой сцене картины, входят в галерею самых запоминающихся персонажей в истории кино. И точно самых непредсказуемых.

1. «Повелитель бури» (2008)

Завершаем нашу десятку редким примером совершенно аполитичного военного фильма. Возможно, поэтому проект режиссера «Странных дней» и «На гребне волны» Кэтрин Бигелоу не получал призов на фестивалях, в рамках которых он был представлен. Зато на «Оскаре» его ждал триумф — целых шесть золотых статуэток! Главным героем ленты является сапер Джеймс в исполнении Джереми Реннера. Именно этот человек после гибели командира становится лидером бригады взрывников, которая действует в окрестностях иракского Багдада. Сослуживцы завидуют не только успеху Джеймса, но и его зверскому фанатизму, от которого рукой подать до реального сумасшествия. В основе ленты лежит реальный военный опыт журналиста Марка Бола, и это обстоятельство помогает зрителю следить за событиями от первого лица — с точки зрения солдата на поле боя. Это крутой динамичный фильм именно о современной войне и точно о самой опасной работе в Багдаде. Именно поэтому картина оказывает такой серьезный психологический эффект: кажется, что события ленты происходят где-то рядом.