Войти в почту

Директор филиала МТРК «Мир» в Грузии Михаил Робакидзе: «У нас оператор спутниковой связи превращается в «Шумахера», а бухгалтер – в продюсера»

Телерадиокомпания «Мир» в этом году отмечает 30-летний юбилей. За это время филиалы «Мира» в странах ближнего зарубежья радовали зрителей интересными проектами, захватывающими путешествиями по республикам и яркими впечатлениями. Директор Национального филиала телерадиокомпании «Мир» в Грузии Михаил Робакидзе рассказал, как из математики пришел в журналистику, чем сегодняшний корреспондент отличается от своих коллег 30 лет назад, и как справляться со стрессом в условиях напряженного графика.

Директор филиала МТРК «Мир» в Грузии Михаил Робакидзе: «У нас оператор спутниковой связи превращается в «Шумахера», а бухгалтер – в продюсера»
© Мир24

Михаил, у вас интересная карьера в журналистике. Много лет вы были корреспондентом, а теперь – директор филиала МТРК «Мир» в Грузии, продолжаете работать в кадре. Почему выбрали журналистику, как в нее попали?

Все получилось совершенно случайно. Не я выбирал профессию, а профессия нашла меня. Это произошло в 1994 году, когда я только окончил факультет кибернетики и прикладной математики Тбилисского государственного университета. Я уже работал в вычислительном центре Министерства просвещения, в Институте геофизики и на кафедре математического моделирования моего родного факультета. Это был август 1994 года, к нам в вычислительный центр пришел директор независимой компании «Кавкасия» – она только тогда начала работать. И попросил нас помочь им с компьютерной графикой.

Тогда не было никаких скоростных программ, все происходило на дискетках. Мы сделали шапки для выпусков новостей, прогнозов погоды, рекламных блоков. Но нам сказали, что у телекомпании нет возможности оплатить заказ до сентября. Однако спустя несколько дней директор телекомпании предложил мне работать у него ведущим новостей. Утром я уже был в эфире информационной программы. До этого я не имел никакого отношения к новостям, камере или работе в кадре. Позже компания закрылась, и я опять ушел в математику.

Некоторое время спустя я встретил свою коллегу с «Кавкасии», которая сказала, что нас ищут на Первом канале Грузинского телевидения для ночной новостной программы. С тех пор уже работал в прямом эфире. Летом 1995 года мне позвонили с предложением о сотрудничестве с телерадиокомпанией «Мир» в грузинском филиале. На «МИРе» мы должны были готовить раз в две недели одну кассету и отправлять ее в Москву. На эту кассету мы записывали новости, которые не старели. Тогда не было ни интернета, ни спутниковой станции, поэтому с кассетой мы ехали в аэропорт и просили кого-то с рейса Тбилиси-Москва ее взять. На кассете мы писали «Екатерине Абрамовой из Тбилиси» и номер телефона. За все это время ни одна кассета не пропала. И человек, который соглашался ее передать, тоже никогда не исчезал.

Однако работа корреспондента и директора филиала – это разные должности и функции. Что вам больше нравится в работе корреспондента? И чем интересна работа директора филиала?

После того как я проработал корреспондентом телеканала «МИР» с 1995 по 1998 год, я перешел на Первый канал. Сначала я был корреспондентом, а потом заведующим в Закавказском бюро. Там я работал до 2015 года, и потом снова вернулся домой – на «Мир», возглавив грузинское представительство. Так что административная работа для меня была не чужда. Кроме того, я возглавлял кафедры математики и математического моделирования в разных университетах. Когда ты на должности корреспондента, надо согласовывать разные вопросы и могут возникнуть трения. А когда руководишь сам – все делать проще. Как математик я люблю такие предметы, как «оптимизация» и «теория управления». Работая столько лет на телевидении, уже есть чутье, что актуально и может вызывать интерес у зрителей и руководства.

После стольких лет в профессии, на ваш взгляд, что самое важное в журналистике? И чем сегодняшний журналист принципиально отличается от журналиста 30 лет назад?

Самое важное в журналистике – делать интересные материалы грамотно и правильно. Если в сюжете нарушена логическая цепочка, то он становится непонятным. Если есть прерывания в логической цепочке, значит где-то допущена ошибка. Но если в репортаже нет логической дыры, то он будет интересен и его будут смотреть. При этом не надо никогда выражать свою позицию, всегда нужно опираться на мнения экспертов. Конечно же, в построении материала многое зависит от журналиста, но самое главное – передать историю реалистично. Не создавать какую-то параллельную реальность. Надо говорить то, что есть, опираясь на текущие факты.

Конечно, мы должны обратить внимание на то, что существует интернет, и многие зрители стали участниками создания новостей. С телевидением ничего не произошло и не произойдет, хотя раньше говорили, что его полностью заменит интернет. На самом деле телевидение и журналисты – это создатели профессионального контента, а интернет – это транспорт, который доставляет контент до зрителя. Реакции зрителей в соцсетях помогают сориентироваться в построении нового материала. Журналисту сегодня работать легче, потому что сейчас – море информации. Раньше я ходил до телерадиокомпании из дома пешком два-три часа, читал афиши у театров, какие-то объявления, покупал журналы и газеты в киосках. И когда я приходил на работу, у меня был информационный кейс, на что нужно ориентироваться. Сейчас проще – все можно найти в интернете, поэтому сегодняшний журналист отличается мобильностью. Но, с другой стороны, тогда журналисты больше внимания обращали на слово и грамотность.

«Мир» празднует 30-летие. Как вы считаете, какие основные преимущества у телеканала перед другими СМИ?

Я считаю, что телеканал «МИР» – это уникальная вещь и проект. Вещь, потому что – материальное. У него есть «мясо». «Мир» за 30 лет так пропитал зрителей информацией, как живут наши соседи на всем постсоветском пространстве, сделал богатыми информацией, что не смогло сделать ни одно другое эфирное производство. Ни один большой центральный канал не смог это осилить, так как каждый погряз в борьбе за рейтинги, деньги, большую рекламу. Телеканал «МИР» абсолютно свободный, у нас нет никаких запретов, ты можешь рассказать о любых событиях, которые происходят вокруг тебя. Самое главное, чтобы продукт, который ты создаешь и предлагаешь зрителям, никого не оскорблял, не наносил морального ущерба, не был бы унизительным. Ты хочешь рассказывать о путешествиях по своей стране, о культурной жизни, о проблемах говорить – пожалуйста, говори. Но эта ретрансляция должна отвечать некоторым факторам: говори правду и делай это качественно.

Телеканал «МИР» дал нам возможность сидя дома, в своих независимых государствах, знать, что происходит у соседей. Например, я обожаю транспорт, я – коллекционер масштабных моделей и я хочу знать, что в Казахстане выпускают электробусы. Я уже знаю, что в Казахстане выпускают современные тепловозы. Я хочу, чтобы наш Тбилисский электровозостроительный завод тоже был бы на уровне и возобновил производство. Но мы также рассказываем, что, например, сотрудники этого завода выходили на митинги из-за зарплат. Мы рассказывали о проблемах с «Боржоми», когда недовольные условиями труда сотрудники вышли и устроили акции протеста и вынудили руководство и государства вмешаться. Мы говорим о проблемах, связанных с ценами на топливо. Мы не рисуем какую-то картинку, что везде все хорошо.

Какие особенности Грузинского филиала вы могли бы выделить?

Все филиалы отличаются друг от друга. Я считаю, что особенность нашего филиала заключается в его компактности и мобильности. Мы работаем в очень маленьком коллективе, который может работать в реальном времени 24 часа в сутки. Это могу делать я, и это могут делать мои сотрудники. Мы не знаем слова «нет», готовы работать в любое время суток, готовы к любому развитию событий и всегда адекватно смотрим на происходящее. Но, конечно, мы должны учитывать какие-то национальные черты.

Тогда расскажите о вашей команде. Какими качествами надо обладать, чтобы стать частью этой команды?

Прежде всего, этим людям надо уметь терпеть меня и уметь со мной работать. Потому что я требую все, что нужно для хорошего эфира, передачи. Особенность команды в том, что мы можем даже не говорить, но оператор во время съемки почувствует, что я хочу. Но еще важно получать удовольствие от работы. У нас был случай, когда накануне выборов злоумышленник захватил в заложники около 20 человек. Это было в банке Грузии. Драма с заложниками длилась весь вечер. У нас были прямые включения не на каждый выпуск, а в выпуск два раза. И требовали с нас включения не только раз в час, но и раз в полчаса. За один вечер у нас было 24 включения. Все шесть часов мы стояли на месте, аккумуляторы садились, мы их заряжали, обновляли информацию. У нас оператор спутниковой связи превращается в «Шумахера», а бухгалтер в продюсера, когда это надо. Сплоченность команды – это самое главное. Иногда, конечно, мои коллеги жалуются членам моей семьи, что у меня «семь пятниц на неделе»...

Какой проект на «МИРе» запомнился больше всего?

Я больше всего люблю новости. Особенно момент прямых включений, когда режиссер говорит «у нас минутка». У нас в это время, может, еще файл не залит или до конца текста нет. Но эта минута, которая переходит потом в часы, а в ухе появляется голос ведущих – это залог слаженности всей команды. Это команда, которая работает и в Тбилиси, и в Москве, потому что без штаб-квартиры мы – ничто. У меня еще есть такое свойство: я все делаю в последний момент – так было всю жизнь. Я люблю все делать в последний момент, все быстро, на больших скоростях. То, что делает «МИР» с журналистами, ни один канал не делает. «Мир» учит журналистов быть многостаночниками, универсалами. То есть ты не только бубнишь в кадре, ты должен снимать большие программы, ты превращаешься и в актера, и в сценариста, и в режиссера. Только благодаря телеканалу «МИР» журналист становится публицистом, публицист становится документалистом, документалист становится игровым актером.

Но наверняка должность директора и напряженный рабочий график связаны со стрессом. Как вы с ним справляетесь?

Стресса никакого нет. Несмотря на всю хаотичность работы людей, которые занимаются телевидением, все это систематизировано. У нас есть простая технология. Например, у тебя прямое включение в 15:00, за десять минут ты уже должен стоять на прямом включении. До точки прямого включения у нас четыре-пять минут. Стресс только портит рабочий процесс. У меня был коллега, во время монтажа к нему и видеоинженеру нельзя было подойти. Кассеты летали по комнате, вся брань, которая существует на русском, английском, грузинских языках, использовалась активно. А завершалось все тем, что либо пленка отрывалась, либо кнопка отлетала. Иногда во время съемки может произойти какой-то технический конфликт. Например, операторы могут поспорить, но ты не должен на это обращать внимание. Никогда нельзя устраивать истерику, надо думать о конечном продукте. Такое бывает, что на работе что-то не нравится. Но при всей дружбе с коллективом надо помнить, что вы приходите работать, а не дружить.

Как филиал в Грузии отмечает 30-летие компании, и чтобы вы пожелали «МИРу»?

Естественно, страна, где прекрасное красное вино, отметит очень торжественно и очень красиво в прекрасном месте – в Кахетии, у берега реки Алазания, откуда видна вся Алазанская долина, прекрасные виноградники и заснеженный кавказский хребет. В Кахетии самый чистый воздух в Грузии, на террасе все вместе отметим юбилей нашей любимой телерадиокомпании. Я также хочу выразить благодарность руководству телерадиокомпании. И хочу сказать, что у нас работают все очень интересные, добрые и человечные люди. Все позитивные, адекватные, знают, чего хотят. А пожелать я хочу, как минимум, еще 30 лет. Когда-то каждый из нас превратится из сотрудника телекомпании в просто болельщика за успехи телеканала и зрителя. Была бы моя воля, я бы до конца жизни работал на канале. Дай Бог всем здоровья и радости. Чтобы мы всегда чувствовали спину и поддержку нашей штаб-квартиры. У нас сейчас такой председатель, что под его мощью и крылом работать очень удобно и комфортно, очень свободно и очень ответственно. Хочу пожелать нам всем потенциала, сил и энергии, чтобы работа никогда не превращалась в рутину, всегда была мотивация и интерес. И чтобы всегда наши желания совпадали с нашими возможностями, а возможности всегда были хорошими и мощными.