Войти в почту

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 24-я: "Наташина мечта"

Экранизация популярной пьесы Ярославы Пулинович

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 24-я: "Наташина мечта"
© Реальное время

Одна из самых популярных пьес на русском языке XXI века получила 2 года назад экранную версию, превратившись из моноспектакля в отрывок из сериала для канала "Россия 1".

От Омска до Бекмамбетова

Ярослава Пулинович из Омска, училась у Николая Коляды в Екатеринбургском государственном театральном институте. Для Камаловского театра она делала инсценировку "Меня зовут Красный" Орхана Памука, а в Альметьевском идет "Земля Эльзы".

"Наташина мечта" — ее пятая пьеса, впервые показанная в Саратовском ТЮЗе. "Наташину мечту" ставили в театре "Практика", Центре драматургии и режиссуры, в Краснодарском драмтеатре, в казанском "Углу" и еще в сотне театров — в России, Англии, Польше, Украине, Эстонии. За нее она получила премию "Дебют" в 2008 году. Также Пулинович сценарист фильма "Я не вернусь" Ильмара Раага, который впервые показали в рамках фестиваля Tribeca Film Festival в США, он получил несколько призов — нидерландского фестиваля Film by the Sea, президента Белоруссии "За гуманизм и духовность в кино" на XXI Минском международном кинофестивале "Лістапад" и на Международном кинофестивале фильмов о правах человека "Сталкер". Также она участвовала в создании картины "Елки 5" Бекмамбетова.

У продюсера, режиссера и сценариста Рифата Миндубаева это второй фильм после документального Tatar in 21. После "Наташиной мечты" он снял веб-сериал "Али" и две короткометражки — "Кастет, деньги, корвалол" и "Галиябану" (в его версии влюбленная пара остается в живых). Миндубаев закончил в 2017-м университет культуры и искусств как режиссер драматического театра. В ДК железнодорожников прописана его студия сценического искусства ARTist Family. Егор Кашинский с ним давно сотрудничает, а среди его недавних работ — "Святитель" Алексея Барыкина.

Из моно — в стерео, квадро и далее

"Наташина мечта" очень простая по структуре пьеса — это два монолога двух Наташ, одной из детдома, а второй — из обеспеченной семьи. Обычно играет все это одна актриса. У Миндубаева Наташа одна — Банина. Из первого монолога. Отец умер, мать в тюрьме, она живет в детском доме. В сценарии прыжок из окна на спор — событие, которое меняет ее жизнь, представлено иначе. Наташа прыгает за браслетом подруги со второго этажа, причем подруга пытается ее еще и отговорить. У героини есть мама — это актриса Тинчуринского Гульназ Науметова. А журналиста Валеру, в которого Наташа влюбляется, играет актер Камаловского Эльвир Салимов. И вот он приходит и спрашивает: "Какая у него мечта?".

Главное отличие, конечно, спектакля от фильма в том, что героиня здесь со зрителем не наедине. Вокруг множество живых (порой плакатных, но вполне осязаемых) героев: директриса, подруга Светка, следователь и так далее. И отчим-насильник, которого в пьесе не было. А еще целая толпа массовки. То есть это уже не субъективный монолог преступницы, а объективная кинореальность со множеством героев, правда, лишенных мотивов, из-за чего зачастую фильм проваливается в пучину школьных сериалов, особенно в сценах абсолютно ненатуральной драки. Согласитесь, получился бы интересный фильм, если бы в нем всю историю рассказывали прочие герои.

А когда Наташа начинает говорить — то мы видим заинтересованного, но в целом достаточно равнодушного следователя, который в конце концов взрывается обвинениями.

Так что предварительного сговора не было. Получилось то, что получилось.