Войти в почту

Жизнь как роман. Часть 1. Предисловие и общий план.

Как наше слово отозвалось Наше слово неожиданно отозвалось: возникла идея – проводить серии брейн-рингов для старшеклассников на основе этого материала. Едва возникнув, идея была стремительно реализована: в мае 2022 года я уже проводил финальную игру "Нехрестоматийный Пушкин" в школе №37 города Выборга. Участники финальной игры "Нехрестоматийный Пушкин" в школе №37 города Выборга. Почетно сидят организаторы – слева направо: Стребличенко Елена Анатольевна, Сурин Сергей и Жирнова Светлана Юрьевна. Невероятно, но факт. Сегодня эти брейн-ринги подхватывают в разных уголках страны. Правда, успешная реализация напрямую зависит от неиссякаемого энтузиазма и железной воли организаторов – честь и хвала тем, кто идет до конца. Разу уж так всё пошло с одним проектом, почему бы не замахнуться на следующий? И не успел я прочесть в этом октябре лекцию "Жизнь как роман" на сценарной онлайн-конференции Александра Молчанова, как на свет появилась очередная идея – сделать из лекции текстовый проект на сайте "Ревизор.ru". Сказано – сделано. Может быть, удача опять сделает зигзаг? Общий план проекта "Жизнь как роман" 1. Вводная статья. 2. Измерение рефлексии бытовыми приборами. История рефлексии в России: кто зарефлексировал первым. Люди как книги. Состояние тревоги. Память как великий уравнитель: стирание границ между виртуальным и живым. Кто первым усадил живого и вымышленного за одним столом. Миф об Орфее. Эффект Георгия Тараторкина. Пушкинская эпоха – акме (ακμή) русской истории. 3. Василий Шереметев и Александр Завадовский (участники четверной дуэли) : из текста в жизнь, из жизни в текст. 4. Как Федор Гагарин смазал карту будня. Две жизни как один роман гусара. 5. Дмитрий Веневитинов и Андрей Тургенев: двое загадочно ушедших из жизни в текст. Два оборванных на полуслове романа. 6. Михаил Долгоруков – компенсируется ли несправедливость жизни читаемостью жизненного романа? 7. Никита Юрьевич Трубецкой: жизнь как первый идеальный роман в России. 8. Прасковья Трубецкая-Гагарина-Кологривова: книга жизни легендарной женщины эпохального пересменка. 9. Две жизни Петра Каверина: безупречный роман пушкинской эпохи. 10. Федор Толстой-Американец: жизнь как роман высшей пробы. Все они красавцы, все они герои своих красивых жизненных романов. Смысл названия В названии проекта нет никакой скрытой словесной игры, всё как есть: жизнь как роман. Если вдуматься, человек действительно (врать не буду) проживает свою жизнь как произведение. Есть сюжет, есть действующие лица, есть бледные, проходные страницы (дни) , есть незабываемые, проживаемые (и читаемые) на одном дыхании. В литературном тексте автор должен показать развитие персонажа (если хочет быть на хорошем счету у критиков) , а в жизни развитие получается само собой. Детство, юность, наши университеты, земной свой путь прошли до середины и оказываемся в соответствующем месте… Всё органично, не подкопаешься. Конечно, можно было бы сравнивать жизнь человека не с романом, а с произведением киноискусства – "Жизнь как кино", даже была такая песня, начинающаяся словами "Я бы жизнь свою, как кинопленку…". Но между текстом и кинофильмом есть принципиальная разница. При чтении текста читатель сам производит работу по визуализации образов. Перед его глазами на входе – набор знаков: буквы да пунктуация (будем считать, что читаемая книга по счастливой случайности лишена иллюстраций) . Эти знаки в результате работы соответствующих нейронов головного мозга должны превратиться в сознании читающего в аналоговую картину описываемого мира. Мозг в работе. Читатель – соучастник творческого процесса. При просмотре фильма в кинотеатре всю работу по визуализации образов и создании картины мира за зрителя уже произвели – всё это он получает, согласно купленному билету, на большом экране. Всё сделали до вас и за вас. Нейроны головного мозга, ответственные за визуализацию, отправляются в долгосрочный отпуск, мы расслабляемся в комфортном кресле. Поэтому в руке у нас попкорн. Но мы знаем, что мозг – это ленивая сволочь. Ему только дай слабину, он оторвется по полной и быстро уйдет из-под контроля. И потом вам это здорово аукнется: вы очень долго не вернете к работе отправленные на отдых нейроны, они хорошо загуляют. А кто знает, они вам вполне могли бы еще пригодиться. Значит, жизнь как роман. В конце концов, чтобы нанести текст на бумагу, нам ничего особого не нужно из технологического обеспечения. Можно даже обойтись, страшно сказать, без компьютера. Если не изменяет память – и Пушкин, и Толстой пытались без него обходиться. Им было тяжело, но порой у них неплохо получалось. Итак, в своем жизненном произведении человеку выпала честь быть главным героем. Человек живет, и его жизненный роман разворачивается в реальном времени. Этот роман обладает двумя главными свойствами: непредсказуемости – мы ведь не можем открыть свою последнюю страницу и посмотреть – чем всё закончится, что будет с героем, то есть, со мной, в финале. Георгий Штиль в роли буфетчика Сокова. Сериал "Мастер и Маргарита" (2005) - Вы когда умрете? Тут уж буфетчик возмутился. – Это никому не известно и никого не касается, – ответил он. – Ну да, неизвестно, – послышался все тот же дрянной голос из кабинета, – подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате. Буфетчик стал желт лицом. /Михаил Булгаков/ И еще роман обладает необратимостью – нам не дано вернуться назад и переписать ту или иную страницу, чтобы она читалась, запоминалась получше. Как-то была бы поярче. Или хотя бы, чтоб в ней не было явных ошибок и глупостей. Итак – наряду с киноиндустрией и книжным бизнесом, полным ходом и достаточно давно идет индустрия жизни. Мы пишем, создаем свои жизни. Все мы, оказывается, и читатели, и писатели. Не только же Пушкину упиваться гармонией: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь… При этом мы не заключали никаких договоров на публикацию или издание наших жизненных повествований (насколько мне известно), ни о каком вознаграждении ни с кем не договаривались. То есть, в этом плане, мы — непрофессиональные авторы. Хотя гонораром, возможно, является сама возможность такого романа, то есть, возможность жизни. Жизнь как роман. Попробуем осознать себя героями собственных жизненных произведений. И уж точно будем наблюдать, какие романы подбросило нам прошлое, и прежде всего – как жизнь превращалась в текст у героев пушкинской эпохи, там ведь колыхается целое море захватывающих, неподражаемых сюжетов. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Понедельник и четверг Статьи будут выходить по понедельникам и четвергам. Сегодня четверг – значит, вы читаете статью проекта "Жизнь как роман", и это не сон. А, прочитав, вы вправе рассчитывать на появление следующего текста в ближайший понедельник (пока проект не закончится; по окончании проекта ждать появления нового текста нецелесообразно) . Кстати, знаете, почему мы выбрали именно эти дни недели? Всё просто. Основным полем наблюдения у нас по-прежнему будет пушкинская эпоха. И когда мы говорим, что кто-то кому-то что-то сообщил или кто-то кого-то о чем-то попросил в те золотые времена, то это наверняка произошло при помощи почты. Письмо, по определению Николая Греча, это разговор с отсутствующим. Письмо А.С.Пушкина в цензурный комитет. Всего за свою жизнь Александр Сергеевич написал около 2500 писем, включая письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Если отбросить годы детства и учебы в Царскосельском лицее, то Пушкин стабильно писал одно письмо в три дня. Так вот. В Петербурге только в 1833 году открылась внутригородская почта, до этого по городу письма посылали с прислугой. Как говорится – было кого послать. Для отправки писем в другие города назначались специальные почтовые дни, причем, в Петербурге разделяли дни, когда можно было получать письма – вторник и суббота, и дни, когда грамотные люди посылали письма (разговоры с отсутствующими) . Этими днями как раз и были – понедельник и четверг. Кстати, в Англии в то время от дня недели зависел еще и цвет бумаги, на котором писалось письмо. В понедельник и четверг это был цвет морской волны. Так что, статьи проекта будут письмами, исходящими в правильные дни из Санкт-Петербурга. И будут накатываться как морские волны. До понедельника. Сергей Сурин – писатель, публицист, автор историко-культурологических лекций, а также художественных произведений. "Ревизор.ru" ранее представлял читателям авантюрный роман Сергея Сурина "Вперед, за Питер!" и делал с ним большое интервью . Youtube-канал "Лекции Сергея Сурина" . На канале можно ознакомиться с циклами видеолекций: "Царскосельский лицей – знакомый и неведомый", "Грибоедов: практика срединного пути", "Михаил Лермонтов: повседневная практика роковых случайностей", "Одинокий путь Евгения Боратынского". Впереди – лекции о Константине Батюшкове.

Жизнь как роман. Часть 1. Предисловие и общий план.
© Ревизор.ru