Войти в почту

Мелодрама в советском кино: что интересно знать

Советское время внимание уделялось новинкам кинематографа зарубежных стран, в том числе, жанровой классификации фильмов. Сложилось это из-за того, что большинство жанров кино описывают частную жизнь людей, что для советской системы было непонятным и несвойственным.

В советской системе было принято игнорировать уникальность личности и воспринимать ее лишь как частичку большого советского общества. Хотя со временем ситуация изменилась. Яркий пример этого – мелодрамы 2022 года.

Таким жанрам кино, как детектив, авантюра и комедия, было достаточно легко приспособиться и подстроиться к менталитету советской системы. Однако мелодраме в этом плане было гораздо сложнее, ведь здесь изображается индивидуальная и неповторимая личность со своим жизненным путем.

Подобные идеи отторгались советскими правилами и нормами, поскольку публикация подобных кинолент и картин воспринималась властями, как грубое нарушение моральных установок и канонов. В отличие от мелодрамы 2022 года, мелодраме тех времен пришлось пройти долгий и сложный путь трансформации, чтобы заслужить разрешение для выпуска на экраны.

От пристальной цензуры не удалось спасти множество фильмов данного жанра, начиная от 1920-го года и заканчивая 1960-м годом. Только в 1970 году сентиментальность уже пожилого генсека Л.И. Брежнева спасла от третирования «Калину красную» 1974 года Василия Шукшина. Именно чувствительность стареющего госдеятеля способствовала вручению государственной премии талантливому режиссеру Искре Бабич, которую вскоре уволили из-за распространения жанра мелодрамы в 1960-х годах.

Неоднозначное положение жанра в советском обществе

Как известно, запретный плод сладок, поэтому чем больше ставилось ограничительных рамок по отношению к жанру мелодрамы, тем больше замечалась его популяризация в киноиндустрии советского времени. Никто из высшего руководства не хотел признавать тот факт, что, несмотря на постоянное изгнание мелодрамы с отечественного рынка кино, она словно феникс возрождалась, продолжала свой путь. Хоть данный жанр не мог существовать полноценно и, скорее всего, имел форму призрака в киноиндустрии того времени, но мелодраме удалось пережить идею коммунизма, которая угробила сама себя.

К 1980-м годам к власти и обществу пришло осознание того, что частная жизнь – базовый элемент нормального существования каждого индивида. Наконец, появилось понятие «личного пространства», которое, по мнению руководящих лиц, способно было стать спасательным островком для советского человека. Прежде всего, человек должен был иметь место, в котором он смог бы спастись от системы. Такое на тот момент современное мировоззрение повлияло и на жанр мелодрамы, который преобразился в трагикомедию. Данная ветвь мелодрамы нашла своих поклонников и запомнилась всем советским людям в виде следующих кинокартин:

«Ирония судьбы» Эльдара Рязанова; «Афоня» и «Осенний марафон» Георгия Данелия; «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна; «Трын трава» Сергея Никоненка и многие другие.

Чудаковатые герои некоторых вышеперечисленных кинолент бежали от «жизни в системе» в сети любви, находя в ней спасение. Иллюзию образа любви-спасительницы смог разрушить «Вокзал на двоих», в котором сюжет имеет не такую радужную историю, как в предыдущих фильмах этого жанра. Основой являются воспоминания заключенного мужчины, который попал в тюрьму незаслуженно. Практически все действия в фильме происходят в камере заключения, в которой главный герой с трепетом вспоминает о любимой женщине, которая помогла ему добраться до тюрьмы до начала утренней проверки.

Мелодрамы середины 1980-х годов не изображают таких счастливых концов, как фильмы этого жанра в раннее время. Зрителя готовят к слезам. Примером может служить фильм «Прости» 1985 года Эрнеста Ясана, в котором влюбленная женщина оказалась намного сильнее своего партнера. Подобрали эстафету по изображению морально сильных героинь кинофильмы «Жестокий романс» и «Ирония судьбы». Фильм «Бесприданница» демонстрирует стремление героев к роскошной жизни, которое и ломает персонажей.

Новая попытка освоить жанр

Из всех попыток подобраться к идеалу жанра ближе всего к этой цели подобрался Владимир Меньшов со своей кинокартиной «Москва слезам не верит». Данный фильм был снят 1979 году. Он сразу же был признан Американской академией кино. Помимо признания американской кино академии, кинолента Меньшова была награждена «Оскаром». Сам фильм повествует об истории простой советской девушки, которая за счет любви к труду добивается своих целей. «Москва слезам не верит» – симбиоз американской и советской идеологий. Фильм смог стать прекрасной энциклопедией жизни обычных рядовых жителей советской системы.