Войти в почту

“Кто посеет ветер — пожнет бурю”: Сергей Члиянц о своем новом роуд-муви "Ветер"

Сергей Члиянц, известный в первую очередь как продюсер криминальной дилогии "Бумер", фильмов "Настройщик", "Живой" и "Мама, не горюй", вернулся в режиссуру спустя 30 лет после своего дебютного фильма "По прямой". В 1992 году снятая по мотивам рассказов Сергея Довлатова картина стала участником "Кинотавра" и понравилась отборщикам Каннского кинофестиваля. Сейчас на юге России идут съемки второго фильма Члиянца — "Ветер". Режиссер рассказал ТАСС, о чем будет его новая картина и почему он сделал ставку на молодых и неизвестных актеров в главных ролях.

“Кто посеет ветер — пожнет бурю”: Сергей Члиянц о своем новом роуд-муви "Ветер"
© ТАСС

Создатели определяют жанр "Ветра" как роуд-муви, но подчеркивают, что это еще и "притча о ближайшем будущем". Сам Члиянц добавляет, что это "сказка". В основе картины — сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова, написанный в 1996 году. Сюжет "Ветра" разворачивается в недалеком будущем в уцелевшей после войны и развала страны станице. Дома у главных героев Кати и Ивана не осталось ни продуктов, ни денег. Мужчина отправляется на поиски еды к морю, пообещав возлюбленной не возвращаться с пустыми руками. В пути Иван встречает попутчика Сергея, с которым ведет беседу о конце света, жизни и смерти.

"Но и это ведь роуд-муви все-таки — история, происходящая в дороге. Если поначалу она развивается по законам саспенса, то дальше продолжается как экшн, а заканчивается некоторой сказочной фантасмагорией. И это также сложная экзистенциальная драма о смирении и покаянии. Хотя изначально вся история про любовь, потому что жили-были Иван да Катя", — рассказал режиссер.

Долгий путь к съемкам

По словам Члиянца, сценарий "Ветра" является в буквальном смысле подарком Луцика. "После моего дебюта, первого режиссерского фильма, я стал искать материал для второго и познакомился с Луциком и Саморядовым. Мы стали писать сценарий для будущей картины, но нелегкая занесла меня в продюсеры и всю дальнейшую жизнь я к фильмопроизводству, собственно, не возвращался. <...> Я дружил с Петром, после смерти Лешки мы делали вместе фильм "Окраина". Могу сказать, что хотели мы делать "Ветер" и деньги нам давали тоже на это, но мы сняли "Окраину". И вот Петр так мне его (сценарий - прим. ТАСС) и подарил, говорит: "На, возьми, снимешь когда-нибудь", — поделился режиссер.

Члиянц рассказал, что к "Ветру" он мог приступить и двадцать, и десять лет назад, но работа над фильмом началась только в 2020 году, когда, по словам режиссера, наступило нужное время. Подготовка к съемкам растянулась на два года, за этот период у картины полностью сменился актерский состав и почти вся съемочная группа. "И уже чуть было не начал снимать фильм в прошлом году. Но так было угодно судьбе, что не сложилось. Видимо, требовалось еще время на окончательное созревание", — добавил Члиянц.

В дороге

Съемки картины проходят в Ростовской, Волгоградской областях и в Краснодарском крае. По словам режиссера, съемочная группа, включая актеров, проживает жанр роуд-муви буквально на себе. "Мы постоянно перемещаемся, у нас огромная кавалькада. Придорожная гостиница — это мягко сказано. [Мы останавливаемся] в совхозных гостиницах, в различных домиках колхозника, иногда даже в палатках. У нас некоторые сотрудники оставались ночевать и жить на объектах, которые мы построили, потому что ближайшее цивилизованное место — это 200 километров [пути]", — поделился автор фильма. В таком режиме команде жить до конца ноября — столько еще будет длиться съемочный процесс.

В главных ролях снимаются дебютанты Даниил Феофанов и Серафима Гощанская. Роль попутчика в "Ветре" исполнит Олег Васильков. "Вот сейчас, уже после какого-то количества смен, абсолютно очевидно, что я сделал правильно, — считает Члиянц. — При всем уважении к известным артистам, со многими из них мы дружим, кто-то из тех, кто пробовался на эти роли, даже был утвержден какое-то время назад, они бы не выдержали этого графика, не выдержали бы этих условий". По словам режиссера, ради съемок в "Ветре" актеры отказались от всех других планов. Даниил Феофанов несколько месяцев готовился к съемкам, тренируясь на военных полигонах и в стрелковых клубах.

"И еще один момент. Сам текст Луцика и Саморядова настолько самобытный и необычный, что любой известный примелькавшийся артист, пусть даже очень хороший, но с каким-то сложившимся имиджем или не дай бог амплуа, будет "торчать" из всей этой истории, как торчала бы домашняя роза из букета полевых цветов. Нельзя разрушать ансамбль", — добавил Сергей Члиянц.

Юлия Фролова