Войти в почту

Новая версия оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (18-19 ноября 2022, Пермская опера)

Пермский театр оперы и балета готовит мировую премьеру новой постановки оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1911) с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022). Режиссер-постановщик, сценограф – Евгения Сафонова. Музыкальный руководитель и дирижер – Федор Леднев. Художник по костюмам, художник по скульптуре – Анастасия Юдина. Художник по свету – Константин Бинкин. Оператор-постановщик – Алексей Родионов. Коуч по венгерскому языку, автор перевода либретто и титров – Оксана Якименко. Проект реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation. Премьерные показы состоятся 18 и 19 ноября 2022.

Традиционно «Замок герцога Синяя Борода» ставится на современной сцене в один вечер с другими одноактными операми, которые, однако, крайне редко объединяются с партитурой Бартока сквозным режиссерским решением. В спектакле Пермской оперы «Замок герцога Синяя Борода» прозвучит в обрамлении пролога и эпилога, написанных Валерием Вороновым специально по заказу театра. Валерий Воронов окончил Белорусскую государственную академию музыки (класс композиции Дмитрия Смольского) и Высшую школу музыки Кёльна (класс композиции Кшиштофа Мейера, класс электронной музыки Ханса Ульриха Хумперта). Участвовал в мастер-классах Георга Катцера и Джорджа Крама в замке Райнсберг. Среди исполнителей сочинений Валерия Воронова: Московский Ансамбль Современной Музыки, Студия новой музыки, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и оркестр «Новая Россия» п/у Юрия Башмета (Москва), eNsemble (Санкт-Петербург), Оркестр Белорусской государственной филармонии, Белорусский государственный камерный оркестр, Оркестр Варшавской национальной филармонии, Amadeus Chamber Orchestra (Польша), ансамбль reflexion K, Ensemble Modern, Филармония Наций, хор и оркестр Рурского университета, Бохумский и Бранденбургский симфонические оркестры (Германия), ансамбль Aleph (Франция), Opera decentralise, Cantapella (Швейцария), Holland Symfonia, Aurelia Saxofonquartett, Nederlands Kamerkoor, Asko/Schönberg Ensemble (Нидерланды), а также Лиана Исакадзе и Юстус Франц. Последняя в 2022 премьера Пермской оперы продолжает важный для театра курс на сотрудничество с ведущими российскими режиссерами и дирижерами новой волны. «Замком герцога Синяя Борода» на оперной сцене дебютирует Евгения Сафонова – режиссер-резидент БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Во всех своих ключевых постановках последних лет Сафонова традиционно выступает не только как режиссер, но и как художник-постановщик – за сценографию к спектаклю «Аустерлиц» (БДТ, 2019) она была удостоена премии «Золотая Маска». Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Федор Леднев – специалист в области музыки ХХ–XXI вв. Как приглашенный дирижер сотрудничал, среди прочих, с Госоркестром России им. Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna. С 2019 дирижер musicAeterna. Участвовал в постановках опер «Воццек» Берга в Большом театре России, Medeamaterial Дюсапена и «Носферату» Курляндского в Пермском театре оперы и балета. Постоянный дирижер ансамбля eNsemble (Санкт-Петербург) и Московского Ансамбля Современной Музыки, выступает со Студией новой музыки и ГАМ-ансамблем (Москва), ансамблями Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов. Партии репетируют солисты Пермской оперы: Герцог – Гарри Агаджанян, Юдит – Наталья Буклага, Наталия Ляскова. Федор ЛЕДНЕВ: «Продолжительность звучания “Замка герцога Синяя Борода” – чуть меньше часа. Каждая новая постановка этой оперы бросает театру вызов – с каким другим названием объединить партитуру Бартока? – и с необходимостью примирять несколько абсолютно разных музыкальных миров. Но спектакль должен рассказывать единую, цельную историю – а добиться этого можно было, лишь уйдя от ситуации встречи двух независимых друг от друга произведений. Так совместно с режиссером Евгенией Сафоновой у нас родилась идея заказа новой партитуры, которая выстраивала бы систему связей с подлинником Бартока. Музыкой Валерия Воронова я дирижирую еще с начала 2000-х – мне нравится его непохожесть на других, оригинальность творческого поиска, то, как он работает со звуком. Сочинение Воронова обрамляет исполнение “Замка герцога Синяя Борода”: интонация, гармония, оркестровка Бартока полунамеками проступают на его поверхности – точь-в-точь как изображение, постепенно возникающее на фотопленке во время ее проявки». Евгения САФОНОВА: «”Замок герцога Синяя Борода” начинается, что называется, с места в карьер: вся экспозиция фактически остается за кадром. Мне казалось, что если мы откроем спектакль музыкой Бартока, то просто лишим зрителя возможности подключиться к ней, прочувствовать то, как развивается музыкальная ткань. “Замку” нужна была, если угодно, взлетная полоса – так возникла идея с прологом, который будет определенным образом подготавливать, настраивать восприятие партитуры Бартока. Пролог образует пространство, позволяющее перестроиться, отбросить бытовую реальность и подготовиться к погружению в мир Бартока – и музыкально, и концептуально». Валерий ВОРОНОВ: «Я не хотел писать так же, как Барток – у меня бы этого никогда и не получилось. Мне, скорее, интересно было очутиться внутри его головы, его тела, понять, каково это. Подобный процесс можно сравнить с работой хорошего актера, которому предстоит сыграть большую роль – и он пытается стать, к примеру, Ричардом III, понять, как мыслит, как чувствует этот персонаж. Если совсем упрощать, то я разобрал партитуру Бартока на мельчайшие детали, разложил их на рабочем столе – и собрал заново в новую конструкцию. В основном это была работа с синтаксисом: я брал микрофрагменты “Замка герцога Синяя Борода”, какие-то увеличивал, какие-то сужал, но так или иначе сочинял из них то, что хотел».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Новая версия оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (18-19 ноября 2022, Пермская опера) впервые появилась Музыкальное обозрение.