Когда запела русская гармонь

Ручные гармоники начали появляться в разных странах примерно в одно и то же время, чуть больше двух веков назад. Они слегка отличались конфигурацией и носили разные названия. Например, австрийский вариант назывался аккордеоном, английский — концертино, а российский — баяном, говорится на портале Промыслы.рф. Но их объединял один принцип работы: язычки, закрепленные в проемах рамок, издают звук при воздействии на них потоков воздуха, подаваемого, когда музыкант нажимает на клавиши или кнопки и разводит меха.

Когда запела русская гармонь
© Парламентская газета

Если о том, какой стране принадлежит пальма первенства, идут споры, то в том, где родилась первая именно русская гармонь, исследователи сходятся. Простые инструменты «первого поколения» начал делать в 1820 году тульский оружейник Тимофей Воронцов. Он начал мастерить гармоники в подвале своей самоварной фабрики, а со временем его мастерская превратилась в «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» — первую в России, рассказали на сайте Культура.рф.

Массовое же производство наладил другой оружейник — Иван Сизов. Он взял за основу пятиклапанную гармошку, привезенную с Нижегородской ярмарки.

А в 1870 году тульский мещанин, гармонист и педагог Николай Белобородов заказал мастеру Леонтию Чулкову инструмент с двухрядной клавиатурой с полной хроматической гаммой по своему эскизу. Механизм Чулков разработал вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской. Музыкант, играя на такой гармони, мог извлечь уже не только семь основных нот, но и пять полутонов.

Звучание, которое приобрела новая гармонь, позволило Петру Чайковскому впервые ввести ее в состав симфонического оркестра, говорится на странице мемориального музея Николая Белобородова. В музее можно увидеть саму гармонь, украшенную слоновой костью, кожей, перламутром и латунной инкрустацией.

Позже стали выпускать и трехрядные гармони. В начале прошлого века двух- и трехрядные гармоники туляков — братьев Киселевых выиграли награды на Международной торговой выставке в Париже. Гармоники с несколькими рядами клавиш стали называть баянами.

Так что гармонь гораздо моложе, например, той же балалайки, которая, как утверждал член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни Якоб Штелин, в XVIII веке была уже самым распространенным музыкальным инструментом.

Тем не менее, несмотря на свой относительно молодой возраст, гармонь быстро завоевала место незаменимого спутника свадеб, проводов в армию да и любого народного гулянья. Она не раз становилась героиней книг, фильмов. Именно гармонь позволила бойцам согреться и на несколько минут, свернув с фронтовой дороги, «до жены прийти, до дому» в поэме «Василий Теркин». Сейчас на баянах играют в ансамблях, исполняющих русскую народную и даже эстрадно-джазовую музыку. А на фаб рике «Тульская гармонь» продолжают изготавливать больше 50 видов гармоней, баянов и аккордеонов.