Войти в почту

Гид по кинофоруму "Зимний": фильм о Балабанове, миф о Медее и "Наводнение" Твердовского

Открытый российский фестиваль авторского кино "Зимний" проходит в столичных кинотеатрах "Художественный" и "Иллюзион". В программу фестиваля вошли десять фильмов, которые можно посмотреть бесплатно по предварительной регистрации. Откроет смотр документальная картина об , а решать судьбу фильмов будет жюри под председательством режиссера — младшего. Также в рамках мероприятия пройдет форум, где ведущие мастера столичных киношкол проведут семинары и мастер-классы. В нашем материале — подробности о фильмах программы.

Гид по кинофоруму "Зимний": фильм о Балабанове, миф о Медее и "Наводнение" Твердовского
© ТАСС

"Балабанов. Колокольня. Реквием"

Алексей Балабанов оказал огромное влияние на российский кинематограф, а его произведения уже давно слились с коллективным бессознательным. Режиссер стал больше, чем сама жизнь, вызвал появление множества теорий, аналитических работ, выставок, фильмов и статей, которые пытались отразить или хотя бы уловить феномен его творчества. Балабанов был уникальным автором, чьи фильмы близки как зрителям, так и критикам.

В то же время он сам был очень закрытым человеком, не любил общаться с прессой и сохранял близкие отношения с весьма ограниченным кругом людей. Режиссер Любовь Аркус получила уникальный доступ к Балабанову во время съемок его последнего фильма . Работа над документальной картиной о нем велась с разрешения главного героя и при его непосредственном участии, а продолжилась уже после его смерти. Фильм "Балабанов. Колокольня. Реквием" выходит спустя почти десять лет после смерти Балабанова и пытается подытожить значение режиссера для современной России.

"Рядом"

Фильмы о миллениалах настолько популярны среди режиссеров, что уже превратились в отдельный жанр. Особенно препарировать несчастных тридцатилетних любят режиссеры независимого кино. Только за последние несколько лет вышли "Худший человек на свете" , "Дунай" и "Тридцать" Симоны Костовой. В своем дебютном фильме "Рядом" и сценарист Антон Яруш (, "Разжимая кулаки") аккуратно, полутонами, едва заметными жестами и намеками рассказывают о жизни современных москвичей немного за 30, которые выросли на стыке миров и так не почувствовали принадлежность ни к одному из них.

Кира (Катя Ермишина) работает архитектором в престижном столичном бюро, встречается с удобным и спокойным Иваном (), у нее хорошие друзья и семья. Все вроде бы благополучно, но внутри нее — пустота, которую абсолютно непонятно чем заполнить. Героиня пытается компенсировать свою неудовлетворенность работой, но потеря, которая неожиданно нарушает обычное течение дней, заставляет Киру переосмыслить ее отношение к миру.

"Большие змеи Улли-Калле"

Режиссер "Овсянок" и "Войны Анны" возвращается к жанру, который когда-то запустил его режиссерскую карьеру, — мокьюментари (когда художественный фильм притворяется документальным). Его псевдодокументальный фильм "Первые на Луне", вышедший в 2005 году, рассказывал о якобы засекреченном деле о подготовке советских космонавтов к полету на Луну.

В своей новой картине "Большие змеи Улли-Калле" Федорченко обращается к богатой и сложной теме отношений России и Кавказа. Сюжет такой: под Екатеринбургом находят сундук, в котором хранится старая пленка, на ней — сборник фильмов столетней давности. Эти новеллы позволяют Федорченко пофантазировать о Кавказе XIX века и, смешивая факты и выдумку, которые необычайно похожи друг на друга, рассказать о жизни региона, чья судьба неразрывно связана с Россией.

"Айта"

Сюжет нового фильма основан на реальных событиях. Сотрудник полиции становится подозреваемым в тяжком преступлении. Его положение ухудшается тем, что потерпевший по делу — ребенок, поэтому толпа готова устроить полицейскому суд Линча, не особо разбираясь в том, кто прав, а кто виноват. Следователю Сирдитову приходится сдерживать гнев толпы — ему необходимо выяснить все детали происшествия и докопаться до правды.

"Доктор"

не раз за карьеру исполнял роль врача, поэтому символично, что в одном из последних своих фильмов он сыграл именно доктора. В фильме по книге актер исполнил роль психиатра в одной из детских больниц. Работая над текстом, Ануфриева посещала центр восстановительного лечения и собирала истории реальных детей, которые затем вдохновили писательницу на создание образов героев ее романа.

В одной палате лежат совершенно разные, непохожие друг на друга дети: один ушел от реальности в мир компьютерных игр, другой больше не видит смысла в жизни, третий не хочет ни с кем разговаривать. Доктору Христофорову нужно найти подход к каждому из них и не утонуть в потоке собственной жизни, сражаясь с депрессией и одиночеством.

"Волны"

Режиссер дебютировал в кино с драмой "Гололед", которую показали в том числе в Берлине, Роттердаме и Сиэтле. Его второй проект — экспериментальный хоррор "Шопинг-тур" — вошел в программу фестивалей в Гетеборге и Ситжесе. Новая картина Брашинского обращается к актуальной теме — травме. Это один из самых животрепещущих вопросов для современных кинематографистов, и о проблемах травмы, горя и способах справиться с ними говорит чуть ли не каждый второй фильм.

Герой пережил страшную трагедию и пытается оставить свою привычную жизнь в прошлом. Все, что казалось важным — работа, успех, друзья, — теряет свою значимость. Однако начать с чистого листа оказывается не так просто, и как бы ни пытался герой абстрагироваться от мира, тот неизбежно его настигает. В конце концов он находит желанный покой и новую любовь, но даже тогда герой начинает сомневаться в правильности своего выбора.

"Не хороните меня без Ивана"

Дебютный фильм Любови Борисовой "Надо мною солнце не садится" о неожиданной дружбе молодого Алтана и старика Байбала, которые на пару заводят видеоблог, стал настоящим зрительским хитом Московского кинофестиваля и сделал Борисову одной из самых многообещающих дебютанток отечественного кино.

Ее следующая картина — , произошедшая в 1910 году на просторах Якутии. Якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон, однако определить, действительно ли мужчина спит или он все-таки умер, в те времена было сложно. Единственный, кто может отличить состояние Степана от настоящей смерти, — сын русского священника . Однако тот уезжает в этнографическую экспедицию, и главному герою не остается ничего другого, кроме как последовать за своим спасителем, чтобы не быть похороненным заживо.

"Наводнение"

Один из главных трикстеров российского кино после экспериментального комедийного сериала "Люся" с и возвращается к полному метру. Режиссер продолжает деконструировать российскую действительность, которая, по его представлению, мрачна и беспросветна. В "Классе коррекции" школа спасает девочку с ограниченными возможностями от жестокого мира; в "Зоологии" героиня отращивает хвост в ответ на насмешки окружающих; в недавней "Конференции" события террористического акта в театральном центре на Дубровке показаны глазами монахини.

В фокусе "Наводнения" — снова героиня и снова травма. Два тренера, Софья и Трофим, берут на воспитание племянницу Аню, оставшуюся сиротой. Она подает надежды, но при этом нелюдима и отказывается разговаривать после смерти родителей. Окружающие ее дети не оставляют это без внимания и начинают дразнить девочку. Однако Ане удается подружиться с товарищем по команде Димой. При этом новый человек в семье Софьи и Трофима запускает цепь событий, которые могут разрушить их отношения.

"Меньшее зло"

Режиссер "Непосредственно Каха" и снял напряженную драму про очень необычный любовный треугольник. Макс и Вика женаты уже давно, и им все сложнее поддерживать интерес друг к другу. Для того чтобы спасти отношения, они решают завести ребенка, однако Макс бесплоден. Помочь паре в этой непростой ситуации вызывается Паша, бывший парень Вики. Девушка не готова принимать его в свою новую жизнь, но соглашается на предложение. Однако Паша хочет не просто стать донором, но и вернуть Вику себе. Чтобы разобраться в этих запутанных отношениях, герои решают отправиться отдохнуть на музыкальный фестиваль, но это только усложняет их положение. Они начинают задумываться, действительно ли радикальные решения, которые они готовы принять, смогут улучшить их жизнь.

"Медея"

Древнегреческий миф о царице Медее, которая из мести убила собственных детей, всегда будоражил умы писателей и кинематографистов. Свою интерпретацию сюжета в этом году представляет режиссер . Создавая фильм, он пошел по пути привычного ему жанра — триллера.

Кажется, что режиссер тоже обращается к теме травмы, в случае с "Медеей" — к родовой. Главная героиня фильма — Лиза, сирота, чье детство прошло в интернате. Теперь она воспитывает двух детей и разводится с мужем. Однажды она получает странный звонок: женщина, представившаяся ее тетей, утверждает, что на семье Лизы лежит проклятье и все дети в ее роду обречены на смерть. Единственный способ их спасти — сбежать от них навсегда.

"Клипмейкеры"

Мастер социальной сатиры не удержался и снял фильм про девяностые — эта эпоха стала невероятно популярной среди отечественных режиссеров, особенно молодых, которые столкнулись с лихими временами еще в детстве. В отличие от них, Константинопольский знает о годах дикого капитализма не понаслышке. В начале 90-х он работал в рекламе и шоу-бизнесе, снял ряд музыкальных клипов, в том числе для и "Машины времени". Герои его фильма, как можно догадаться из названия, занимаются тем же самым. Молодой московский клипмейкер Гриша ради славы и денег готов на все и прокладывает путь к успеху через бесконечные вечеринки и бандитские перестрелки. Его знает вся Москва, его клиенты — главные звезды, но каждая новая авантюра подталкивает героя все ближе к краю.