Время местных
Во Владикавказе представили мультимедийный проект «Гений места» — истории десяти человек из Северной Осетии, которых объединяет жизнь вдали от городской суеты. Все они — хранители традиций, культуры, ценностей осетинского народа, уверены авторы. Как создавался «Гений места», поговорили с одним из руководителей креативного бюро «Мост» и куратором посвященной проекту выставки Эльбрусом Дзабиевым, а также с авторами экспозиций.
Ближе к поколению видеоигр
— Герои и есть те самые genius loci, гении места: живут обычной жизнью, без оглядки на навязанные стереотипы счастья. Они цельные и настоящие, потому что твердо стоят и работают на земле. На своей земле, — начинает беседу Эльбрус Дзабиев.
Над проектом трудилась команда креативного бюро «Мост», у которой уже был опыт работы над мультимедийной выставкой. Прошлогодняя «Глыба» во Владикавказе была посвящена основоположнику осетинской скульптуры Сосланбеку Едзиеву.
— Работая над проектом «Глыба», мы попробовали себя в видеоарте, и нам захотелось продолжить эксперименты, мы реально жили этим. Еще тогда дали себе слово, что обязательно сделаем что-то еще на территории современного искусства.
Для нового проекта «Мост» собрал пять команд, в каждую из которых вошли художник, фотограф, видеограф и музыкант. На языке этих четырех видов искусства участники и рассказали о жителях Северной Осетии. Среди героев, например, Ахсар Варзиев из отдаленного высокогорного селения Джимара, в котором он собственноручно построил мини-гидроэлекстростанцию, и Сергей Селезнев из «Камата», основатель одноименного хостела.
— Герои тепло встречали, делились интересными историями и показывали живописные места, — говорит один из авторов, видеограф Ахан Кудзиев. — Ахсар Варзиев и Сергей Селезнев — фанаты своего дела. Ахсар — человек труда, у которого все чертежи в голове. Сергей — символ семьи, где дома царит атмосфера добра и любви, семьи, показавшей, что для счастья нужно не так много, как всем кажется.
Ахсара Варзиева сняли за инженерными трудами и даже сделали героем видеоигры. Автор работы поясняет: идея в том, что молодое поколение создает своих героев благодаря компьютерным играм, и, возможно, так Ахсар современному поколению станет ближе. Сергей Селезнев предстает в уютном пространстве, символизирующем дом, — итогом работы с героем стал уютный уголок на выставке, где каждый посетитель может сесть в мягкое кресло, полистать семейный альбом и посмотреть телевизор.
Мелодия воспоминаний о полете
Молодых композиторов, в отличие от фотографов, видеографов и художников, найти оказалось сложнее, делится Эльбрус Дзабиев. Так, Астемир Маршенкулов специально приезжал из Нальчика, чтобы поработать с командой, рассказывающей о Рустаме Цебоеве, тренере по спортивной акробатике в отдаленном Лескене, и о бывшем летчике гражданской авиации, а ныне владельце стада яков в живописной высокогорной Дунте Алане Байсангурове.
— Когда я узнал его историю, пришла идея разделить музыку на две части, символизирующие прошлую и настоящую жизнь нашего героя. Первая навеяна историей о временах, когда Алан был летчиком, и я пытался сделать легкую, небесную мелодию, передать ощущение полета. Вторая часть — воспоминания, меланхолия, уединенность, но при этом такая же светлая по тональности. Общее в этих частях то, что они довольно минималистичные и медитативные. И полет, и жизнь в горах ассоциируются у меня со спокойствием, умиротворением и углублением внутрь себя, — говорит Астемир.
Двухчастное произведение создала и художница Карина Бацоева. Керамическая скульптура ее авторства украшает стенд про Ахсартага Гобаева, сегодня егеря национального парка «Алания» в Дзинаге, а в прошлом — охотника.
— История жизни Ахсартага совпала с темами, которые я изучаю последнее время: жизнь и смерть как части одного целого и отражение страха смерти в традициях и ритуалах, — делится Карина. — Через истории о своей жизни, ярких фрагментах судьбы Ахсартаг помог мне выразить то, о чем я сама думала. Возможно, скульптура кажется страшной с первого взгляда, но на нее надо смотреть с двух сторон: с одной — жизнь, с другой — смерть. У смерти нет глаз, она слепа. Наверху — мировое древо, которому для «питания» нужна как жизнь, так и смерть. Внизу под масками с одной стороны тур, на которых раньше охотился Ахсартаг, а с другой — рога. В Осетии есть традиция вешать их в качестве трофеев и памяти об удачной охоте.
С командой, рассказавшей о егере Ахсартаге Гобаеве, а также об учительнице из Задалеска Алине Хадаевой, работала и Надежда Власова — студентка Ростовской консерватории по классу композиции. Творчество молодого композитора стало открытием для авторов проекта.
— Обычно я пишу музыку спонтанно, вдохновляясь мыслями, чувствами, но не опираясь на что-то определенное, — рассказывает Надежда. — В этом смысле задача написать музыку о конкретном человеке для меня была необычной, но работа пошла легко. После встречи с Ахсартагом Гобаевым сразу же появилась музыкальная тема, которую я написала и потом уже не изменяла. С Алиной Хадаевой оказалось сложнее: я много раз возвращалась к работе, переделывала, улучшала. Очень волновалась, как люди воспримут произведения, потому что первый раз выносила на широкую публику свои работы.
Преодоление себя
Теме кардинального изменения жизни посвящена часть о Роберте Перисаеве — пасторе реабилитационного центра в Верхней Санибе, а также о хозяйке хостела Верхнем Кани Анжеле Токаевой. В команду, работавшую с ними, вошла видеограф Мадина Тоголокова.
— Идея пришла почти сразу. Там все стандартно, как будто по драматургической схеме: юношество, друзья, наркотики, проблемы и выход из них. Мои герои сильные. Оба. Роберт смог пройти через сложную ситуацию, которая ломает и калечит жизни многих людей. Выбраться из такого может только сильный человек. Анжела ничуть не слабее: тащить на себе хозяйство, быть мамой и одновременно принимать туристов — героиня и сама признавалась, что устает. Но ей нравится, когда гости уезжают довольными, а потом присылают подарки, придавая тем самым Анжеле сил и уверенности в жизненном выборе, — рассказывает Мадина.
«Гений места» в целом также делает акцент на взаимодействии между людьми. Истории жизни героев проекта, среди которых также конезаводчик в высокогорном селении Верхний Мизур Алан Калоев и травница Зарема Басиева из Хукали, способны повлиять на зрителей.
— Сейчас все проходят какие-то курсы, занимаются личностным ростом, появилось много «инфоцыган», — замечает куратор Эльбрус Дзбиев. — Я не говорю, что это плохо. Хорошо, когда человек узнает что-то новое, к чему-то стремится. Но мне кажется, что это может сыграть злую шутку. Все гениальное просто, и герои нашего проекта давно это поняли сами. Ведь на самом деле, все наши желания и представления о жизни нам навязаны, а если убрать это все, то остается простая человеческая жизнь, которую мы всегда зачем-то пытаемся покрыть мишурой. Герои выставки самодостаточны, и таких людей много. Более того, последние два года — та отправная точка, которая может вернуть нас к истокам. Мы все видим, как люди из больших городов уходят на фриланс, они стали ближе к земле и к самим себе.
Выставка по итогам проекта представлена в национальном музее Северной Осетии и продлится до 10 декабря. После ее завершения работы команд можно будет увидеть на сайте «Гений места», который вскоре станет доступен в сети.