Войти в почту

Пармавуд: как Пермский край становится российской киномеккой

Природный магнит Впрочем, удивительная природа и замечательные достопримечательности остаются одним из главных магнитов, притягивающим режиссеров. Современный российский зритель в полной мере красоты Пермского края мог оценить, например, по таким лентам, как «Географ глобус пропил» и «Время первых». Причем ради кадров в привлекательных локациях съемочные группы готовы даже терпеть трудности с логистикой и другие невзгоды. Как это было, к примеру, с картиной «Подельники», которую снимали на краю Прикамья в старинном селе Кын-Завод. Команда фильма сначала увидела в интернете известную фотографию Сергея Прокудина-Горского «Кыновский завод графа С.А. Строганова» (1912 год), после чего приехала в село. И здесь уже все сомнения отпали, где снимать, хотя среди конкурентов расположенного вдали от цивилизации Кын-Завода были локации в центральных регионах России. По словам режиссера Евгения Григорьева, он ни разу не пожалел о выбранном месте, пусть съемки и проходили при экстремальных морозах: не выдерживала техника, люди обмораживались. Тем более что актеры, как пояснял Григорьев, сами устают от съемок в столичных павильонах и не прочь выбраться на природу. Кстати, кыновские холода терпели не зря: «Подельники» получили немало наград. Так, Павел Деревянко победил в номинации «Лучшая мужская роль» на фестивале «Кинотавр». «С точки зрения природы и ландшафтов Пермский край – как маленькая модель страны. У нас можно найти горы и степи, равнинные и горные реки, тайгу и даже тундру», – рассуждает Антон Богданов. Именно в родном Пермском крае актер, известный по ролям в «Реальных пацанах», «Елках» и «Т-34», дебютировал в качестве режиссера и уже снял две части «Многотрудной жизни Ивана Семенова». Среди других факторов, делающих привлекательным Пермский край для съемочных групп, Антон Богданов называет удобную логистику. «Ты прилетаешь в город-миллионник Пермь. Здесь при необходимости, если что-то случится с камерой и другой техникой, легко можно ее заменить. Опять-таки из Перми удобно выезжать в экспедиции для съемок. Спокойно обосновался в столице Прикамья, расселил актеров и съемочную группу. После чего садишься на автомобили и выезжаешь снимать дикую природу. В выходные возвращаешься в город. Это значительно облегчает задачу: когда рядом и цивилизация, и красивая природа. Жить все время, например, на великолепной Камчатке тяжело: киногруппа не всегда соглашается проводить в палатках по сорок дней», – говорит Антон Богданов. Рибейт кинотворящий Собеседники «ФедералПресс», не сговариваясь, в качестве мощного стимула для съемок фильмов в Прикамье называют механизм рибейта, когда кинокомпаниям возвращают часть средств, потраченных на съемки на территории региона. В Пермском крае предусмотрены одни из самых больших субсидий по рибейту в России – из местного бюджета возмещают 50% затрат. «Это очень серьезные средства. Часто кинематографистам для решения своих художественных задач необходимы красивые ландшафты. И они все равно куда-то поедут за пределы Москвы и Подмосковья. Но при выборе места они будут смотреть и финансовую составляющую: где им экономически выгоднее снимать. Такой высокий рибейт в Пермском крае, разумеется, способствует притоку съемочных групп в регион, что мы и наблюдаем в последние годы», – отмечает кинопродюсер, создатель пермских команд КВН и член Общественной палаты РФ Ямур Гильмутдинов. Согласен с ним и российский медиаменеджер, продюсер по оригинальному контенту видеосервиса Okko Гавриил Гордеев. По его словам, рибейт взаимовыгоден Пермскому краю и кинокомпаниям, снимающим здесь. «Именно поэтому (из-за наличия рибейта – прим. авт.) мы в следующем году планируем снимать в Прикамье новый фильм», – поделился планами Гавриил Гордеев. Антон Богданов признается, что поначалу не поверил, что запуск рибейта даст результат. «Нередко я скептически отношусь к каким-то нашим законодательным инициативам и государственным программам. Но вот рибейт оказался реально работающей технологией. И в Пермском крае, где, насколько понимаю, самый крупный рибейт, это приносит свои плоды. Сегодня такие программы компенсации части затрат действуют и во многих других регионах. Например, в Калининградской области возвращают 35%, в Мурманской – 25%. Интересно посмотреть, насколько у них это результативно», – отмечает Антон Богданов. По его словам, инструмент рибейта особенно востребован у молодых киношников. «Сегодня им особенно тяжело находить деньги на кинопроизводство. А когда тебе край возмещает какую-то часть расходов, то эти средства можно пустить в промо или закрыть какие-то долги по фильму. Поэтому наряду с нашей замечательной природой и прекрасными людьми, которые с удовольствием идут в массовку, рибейт действительно выступает весомом аргументом для съемок в Пермском крае. Другое дело, что не всегда киношники могут отчитаться по расходам. Понятно, что если у тебя половина водителей устроены как ИП или самозанятые, то государство не сможет вернуть затраченные на них деньги. Но, например, по нашему фильму «Иван Семенов» мы хорошо отчитались: белая бухгалтерия, все прозрачно. И получили неплохие субсидии», – рассказывает Антон Богданов. По мнению Ямура Гильмутдинова, можно отметить качественную работу региональных властей и АНО «Центр развития кинопроизводства» не только в плане выделения рибейта, но и инфраструктурной поддержки приезжающих съемочных команд. Сегодня некоммерческая организация «Центр развития кинопроизводства», которой руководит Алена Семерикова-Волкова, выступает «входным окном» в край для кинокомпаний. «Команда центра встречает и размещает приезжающие команды, помогает им с массовкой и оборудованием. Конечно, кинематографистам удобно, когда не нужно везти с собой из Москвы какую-то оборудование, которое можно получить на месте. Причем они оплачивают эти услуги здесь, возвращая часть затрат по рибейту», – поясняет эксперт. Кто и какую сумму может получить по рибейту в Пермском крае? Механизм рибейта на территории Прикамья действует с 2019 года. В качестве его целей декларируется привлечение в край инвестиций (которые вкладываются кинопроизводителями в получение услуг на территории региона во время съемок) и туристов (после выхода фильмов). «Размер рибейта для кинокомпании пропорционален сумме потраченных на территории края средств и составляет до 50% от затрат. К возмещению принимаются затраты по договорам, заключенным с налоговыми резидентами Прикамья – организациями и жителями региона. В этом заключается главная цель рибейта – стимулировать экономику края, создавая новые рабочие места и привлекая инвестиции. Размер рибейта также напрямую зависит от желания кинокомпании максимально сотрудничать с пермяками, заключая с ними договоры», – пояснили «ФедералПресс» в краевом минкульте. Всего с 2019 года по программе рибейта из регионального бюджета кинокомпаниям выплатили 63,7 млн рублей. Так, кинокомпания «Документальный дом «Первое кино» за фильм «Подельники» получила в прошлом году 2,6 млн рублей. Годом ранее фирме «Стар Медиа Дистрибьюшн» за исторический блокбастер «Сердце Пармы», который этой осенью бьет рекорды по кассовым сборам (более 900 млн рублей за первые 60 дней кинопроката), выделили 6,5 млн рублей. За две части комедии «Многотрудная жизнь Ивана Семенова» компании «Проспект Мира» в 2021-2022 годах выплатили в общей сложности 30,3 млн рублей. При этом, по оценкам «Центра развития кинопроизводства», только в 2021 году общая сумма, которую кинокомпании фактически вложили в Пермский край, составила 180 млн рублей. А в этом году при организации съемок на территории Прикамья производители кинолент закупили у местных компаний товаров и услуг, а также понесли другие расходов на сумму свыше 70 млн рублей. Справка «ФедералПресс» Кто и как выбирает получателей рибейта в Пермском крае Получателей субсидии определяют во время отбора, который происходит в два этапа. Первый этап проводят весной, второй – осенью. Весной проекты оценивают члены экспертного совета Пермской кинокомиссии, председателем которого является режиссер Павел Лунгин. Фильмы, набравшие более 30 баллов (согласно критериям оценки, указанным в порядке предоставления субсидии), затем допускаются к процедуре предоставления документов, подтверждающих затраты. Подать заявку на первый этап может кинокомпания, которая уже провела или только планирует съемки в Пермском крае. Заявить фильм для оценки на экспертном совете можно только один раз. На втором этапе комиссия уже оценивает сами документы, предоставленные кинокомпаниями и подтверждающие их затраты в связи с производством фильма или его части. После чего определяют размер субсидии. Фото: ФедералПресс / Александр Переверзев; инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Пармавуд: как Пермский край становится российской киномеккой
© РИА "ФедералПресс"