Войти в почту

Режиссер Александра Франк: Мы обязаны победить во имя детей

В середине февраля впервые в национальный прокат в кинотеатрах выйдет документальный фильм о спецоперации на Украине. «Где проходит граница?» родился из проекта «Лики Донбасса», который сняла режиссер Александра Франк. Она одна из первых деятелей театра и кино отправилась на Донбасс, чтобы снять лица тех, кто все эти годы продолжает жить на родной земле, несмотря ни на что.

Режиссер Александра Франк: Мы обязаны победить во имя детей
© Вечерняя Москва

— Александра, как вы решились на столь непростую поездку, когда шли активные военные действия, а Донбасс постоянно находился под обстрелами?

— 24 февраля мы все проснулись в совершенно другом мире, к таким переменам никто не был готов. Я выросла и училась во Франции, и с началом спецоперации мои друзья из Парижа засыпали меня вопросами: что происходит на Донбассе на самом деле? И, главное, почему Россия напала на Украину? Я вдруг почувствовала огромную ответственность за свою страну. Но внутри было противоречие: как я могу говорить о происходящем, если не видела того, что там происходит, собственными глазами? Когда все началось, мне написала волонтер нашего благотворительного фонда «Звезда на ладошке» из города Россоши Воронежской области, куда люди бежали с тем, что успевали прихватить с собой. Мы срочно собрали гуманитарную помощь, и я поехала в город. Там я познакомилась с пятилетней девочкой из Горловки. Она потеряла отца и одного из братьев. Я слушала ее рассказ и поняла, мне надо срочно туда ехать и снимать эти свидетельства очевидцев — жителей Донбасса. Так родилась идея проекта «Лики Донбасса».

— Как вы подбирали героев для 17 эпизодов?

— Исключительно из моего личного желания. Поэтому такие разные мои герои: это и мальчик Савелий, ровесник войны, он не знает, что такое мирная жизнь; и отец Никита, священник из Докучаевска, все восемь лет живет и служит под обстрелами; и врач, и писательница, и ополченец…

— Как собиралась ваша команда, которая прошла с вами весь этот сложный и опасный путь?

— Собрать команду оказалось делом непростым. Из тех моих знакомых, что были на тот момент в Москве, желающих отправиться в командировку не нашлось. У них оказались свои причины. Тогда я обратилась с вопросами: как добраться до Донецка, к кому там обратиться, где остановиться — к прекрасной поэтессе, дончанке Анне Ревякиной. Аня меня выслушала и сказала: «Я поеду с тобой». Она мне очень помогла и команду собрать, и героев найти.

— «Лики Донбасса» с момента выпуска первой серии набрали рекордные 100 миллионов просмотров на интернет-площадках. Как вами заинтересовалось федеральное телевидение?

— Да, первый сезон имел огромный охват аудитории. Первый канал увидел статистику, заинтересованность зрителей, важность темы, и второй сезон «Ликов» мы будем снимать уже для Первого канала.

— Вы выбрали нестандартный формат для интервью: в кадре находится только сам герой, вы находитесь за кадром, слышен только ваш голос. Почему такая подача?

— Формат был придуман мною еще во время съемок большого проекта «КиноТест» (авторский проект Александры Франк, состоящий из 287 коротких интервью с представителями творческих профессий. — «ВМ»). Я не считаю правильным, когда интервьюер лезет в кадр и тянет на себя внимание, часто красуется или слишком много говорит, не давая слова вставить респонденту, откровенно мешая зрителю сосредоточиться на герое. На мой взгляд, зрителю должно казаться, что это как будто бы он берет интервью, ведет разговор по душам. Этот формат честный, простой, позволяет видеть героя как на ладони.

— Что вас поразило, когда вы приехали на Донбасс?

— Моя первая поездка состоялась в мае прошлого года. Еще шло освобождение Мариуполя, азовцы (террористическая организация, запрещенная в России) сидели на «Азовстали». В городе не осталось ни одного целого дома. Мариуполь — это город-призрак, пронизанный трупным запахом. Этот запах везде, он до сих пор меня преследует. Это ад на земле. Многие жители погибали, выбегая из дома за водой. Азовцы ради развлечения бросали в подвалы гранаты, где сидели женщины, старики и дети. Это лишь малая часть того ужаса и жестокости, который там происходил. То, что творили с людьми азовцы, не поддается осмыслению.

— Вы для себя выяснили, почему все-таки люди не покидают этих мест?

— Знаете, здесь, в Москве, в это трудно поверить, но они привыкли. Сначала их держала работа, дом, это сложно, вот так вот взять и все бросить. Большинству из них и ехать-то некуда. Здесь вся жизнь. А спустя время они привыкли.

— Вернетесь ли вы после всего снова снимать на Донбасс?

— Меня часто об этом спрашивают. Я знаю военкоров, они «горят» войной, волонтеров, которые без войны уже не могут. Это такое как бы пограничное состояние, когда все время ходишь по краю. Но я сознательно вызываю воспоминания того страшного августовского обстрела, твержу, что у меня маленький сын и что я должна остановиться. Это не значит, что я оставила тему Донбасса. Начинаю снимать проект, но уже здесь, в Москве.

— Вы поняли для себя, за что мы воюем?

— За детей. На Донбассе нет детей. Это они только внешне и по возрасту маленькие. Но если вы с ними поговорите, вы поймете, что перед вами взрослые люди, умудренные опытом войны. Во имя детей мы должны, мы просто обязаны победить и сделать так, чтобы войны больше не было.

ДОСЬЕ

Александра Франк родилась 25 декабря 1988 года в Москве в семье артистов и сценаристов. Уехала во Францию в 2000 году. Окончила факультет художественного искусства Парижского университета и актерскую школу. В 2015 году поступила на Высшие курсы кино и телевидения ВГИК в Москве. Также окончила Академию кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова.

СПРАВКА

Проект «Лики Донбасса» вышел на интернет-площадках в июне 2022 года. В сентябре 2022 года был представлен фильм «Донбасс. Дорога домой», снятый в стиле поэтической документалистики.

ЦИФРА

100 миллионов просмотров собрал проект «Лики Донбасса» на интернет-площадках.