Войти в почту

Постапокалиптическая Америка в сериале "Одни из нас": что не получилось в экранизации знаменитой игры

На стриминговом сервисе HBO Max состоялась премьера "Одних из нас" - адаптации известной видеоигры о путешествии бывалого контрабандиста Джоэла и девочки-подростка Элли по руинам постапокалиптической Америки.

Постапокалиптическая Америка в сериале "Одни из нас": что не получилось в экранизации знаменитой игры
© Российская Газета

The Last of Us (или "Одни из нас") - всего три или четыре слова, однако сколько всего за этим стоит. И мир, погрузившийся в хаос после начала пандемии, в результате чего большая часть человечества сгинула, города пришли в запустенье под влиянием неумолимой природы, а оставшиеся в живых или прячутся в карантинных зонах, или сплачиваются в банды мародеров.

И кордицепс, реально существующий гриб-паразит, который в мире игры эволюционировал и своими спорами начал воздействовать на людей, превращая тех в агрессивных зомби, чьи тела с каждой новой стадией развития заражения все больше покрываются грибковыми наростами. И история отношений Джоэла и Элли, двух одиночек, когда-то потерявших самых близких людей, но за время странствий так сблизившихся друг с другом, что к концу путешествия они стали настоящей семьей.

Вышедшая в 2013 году видеоигра от студии Naughty Dog покорила сердца миллионов геймеров, и разговоры о ее экранизации начались буквально сразу после релиза проекта. Однако за неполные десять лет планы несколько раз менялись, и первоначально планируемый фильм разросся до целого сериала. Ничего удивительного в этих метаморфозах нет, ведь переносить на экраны подобную историю - дело не столько неблагодарное, сколько сомнительное.

Оригинал и так славился своей кинематографичностью, а потому пересъемки тех же сцен, но вживую, ограничения, налагаемые хронометражем с бюджетом, и отсутствие интерактивности, присущей видеоиграм, едва ли сулили большой успех. Не говоря о полумифическом проклятии, которое якобы висит над всеми игровыми адаптациями.

Потому многие с опаской относились к грядущему сериалу по The Last of Us, хотя, объективно говоря, бюджеты HBO, сценарий от автора нашумевшего "Чернобыля" и активное участие некоторых разработчиков явно сулили, что готовящийся проект будет минимум не проходным.

Но вот выходит первая серия. Хотя пока рано делать окончательные выводы, судя по всему, "прилежная экранизация" и прочие крайне лестные эпитеты, которыми активно сыпала западная пресса, оказались не шумом из ничего. Перед нами действительно адаптация, который по уровню качества и бережного отношения к видеоигровому материалу стоит в одном ряду с "Аркейном" или Cyberpunk: Edgerunners.

Главное, что нужно понимать, - в "Одних из нас" порой чуть ли не покадрово перенесены некоторые сцены из оригинала, однако по первому впечатлению сериал старается чаще выйти за рамки первоисточника, чем просто бездумно его копировать. Создатели проекта четко понимали, что те элементы, которые уместно смотрелись в игре, не всегда подходят для формата кино, а потому многие стычки с противниками или решения пространственных головоломок пошли под нож, и образовавшиеся пустоты заполнили новыми сценами.

Причем те не кажутся лишними (если не сказать еретическими), а скорее выступают крайне нужными элементами, которые и постепенно вводят в курс дела новичков, и поддерживают интерес у игроков, которые хоть уже и знают основные вехи сюжета, однако это не мешает им гадать, что в очередной раз изменят сценаристы. К слову сказать - Нил Дракманн, руководивший разработкой оригинальной видеоигры, принимал активное участие в написании сериала, а потому стартовавший проект дает по-настоящему уникальную возможность узнать, какой бы вышла знакомая история, если бы ее создатели смогли реализовать все свои идеи и замыслы.

Например, там, где игра уже на десятой минуте сталкивала главного героя с первыми зараженными, сериал позволяет себе неторопливое вступление, где Джоэл с дочерью Сарой и братом Томми мирно завтракают, а после расходятся по своим делам. Зрителя буквально погружают в неторопливую жизнь американского пригорода.

Однако постепенно начинает происходить нечто зловещее. То соседская собака странно реагирует на одного из хозяев, то в небе появляются истребители, летящие в неизвестном направлении, то по телевизору передают тревожные новости об участившихся вспышках насилия. Уже к вечеру от привычного уклада жизни главных героев ничего не останется, а последовавший после одного трагического события временной скачок в двадцать лет представит изрядно постаревшего Джоэла, проживающего в одной из карантинных зон.

Несмотря на относительную безопасность, жизнь там не сахар: порядок поддерживается драконовскими методами, сулящими за любое нарушение правил смерть, выжившие вынуждены заниматься самой грязной работой, чтобы раздобыть денег, а в стычках между местными охранителями и террористической группой "Цикады", стремящейся свергнуть диктатуру военных и разработать вакцину, постоянно гибнут невинные люди. С другой стороны, за пределами карантинной зоны велик риск наткнуться на щелкунов - крайне сильных и опасных зараженных, у которых из-за грибковых наростов практически полностью утратилось зрение, но зато выработалась эхолокация, позволяющая по малейшему звуку определить местоположение зазевавшегося выжившего.

Представленный на экране мир в своей безнадеге чем-то отдаленно напоминает "Дитя человеческое" да "Дорогу", и подобное ощущение усиливают периодически звучащие минималистичные мелодии Густаво Сантаолалья, полные и трагизма, и смирения с происходящим. Впрочем, в таких сравнениях ничего удивительного нет, учитывая, что Нил Дракманн называл ленты Альфонсо Куарона и Джона Хиллкоута одними из основных источников вдохновения.

Еще до премьеры одной из главных претензий фанатов было то, что выбранные актеры не были похожи на своих игровых персонажей. Однако дебютный эпизод демонстрирует, что многие опасения были напрасными.

Педро Паскаль ("Мандалорец") прекрасно вжился в роль Джоэля - человека, для которого время буквально остановилось, когда он в самом начале апокалипсиса потерял одного из родных людей. Белла Рэмси ("Игра престолов") пока не получила достаточно экранного времени, но уже можно сказать, что ее Элли - это стопроцентное попадание в образ, ведь девочка-подросток как раз отличалась необузданным нравом и готовностью тут же ответить на любую пику в свой адрес. Все по заветам Лианны Мормонт.

Второстепенные герои тоже не отстают, и их образы весьма близки к первоисточнику: что бескомпромиссная контрабандистка Тэсс (Анна Торв), что рассудительная лидер "Цикад" Марлин (Мерл Дэндридж).

Сериальное путешествие Элли и Джоэля только началось, и героям вскоре предстоит в полной мере познать всю бескомпромиссность и безжалостность мира, в котором грибок кордицепс - не худшая напасть. Пока есть опасения, что дополнительные эпизоды могут повредить динамике истории, поскольку сериал делает ставку не столько на кровавых баталиях между зараженными и выжившими, сколько на раскрытии персонажей и постепенном погружении в атмосферу пост-апокалипсиса.

Но пока можно констатировать, что новые зрители познакомятся с историей, вскрывающей все лучшее и худшее, что есть в человеке, а геймеры, прошедшие оригинал, убедятся: многие знакомые повороты истории все так же терзают душу, как при первом прохождении.