Что такое лиминальность — в антропологии, психологии и искусстве

Чувствуете, что оказались в состоянии неопределенности? Не понимаете, куда двигаться дальше и чего вы хотите? Не переживайте: возможно, это просто начало лиминального периода. Рассказываем, что это значит и почему важно.

#note1 {display: none;} #note2 {display: none;} .block { background: #f5f5f5; border: 0px ; text-align: left; width: 300px; z-index: 1; padding: 10px; font-family: sans-serif; font-size: small; } .spoiler > .block {display: none; position: absolute;} .spoiler > input:checked + .block {display: block;} label {font-size: small; vertical-align: super;} label:hover {cursor: pointer; text-shadow: 1px 1px 2px #f5f5f5, 0 0 1em #f5f5f5; }

Что такое лиминальность

Лиминальностью (англ. liminality) называют переходное состояние между разными стадиями развития человека или общества. Термин предложил французский антрополог Арнольд ван Геннеп в 1909 году. В своей работе «Les Rires de Passage» («Обряды перехода») он исследовал церемонии и традиции, которые сопровождают изменение социального статуса человека, то есть связанные с рождением, взрослением, вступлением в брак и другими этапами. Все подобные обряды ван Геннеп разделил на 3 группы:

«Я предлагаю называть прелиминарными обрядами обряды отделения от прежнего мира, лиминарными — обряды, совершаемые в промежуточный период, и постлиминарными — обряды включения в новый мир».❓Цит. по: Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 24.

Таким образом, изначально слово «лиминальность» описывало состояние, когда участники ритуала перехода теряют предыдущий статус, но еще не получают нового. В дальнейшем термин уточнил и расширил англо-американский антрополог Виктор Тернер. Он предложил использовать его не только в антропологическом контексте, но и применительно к обществу в целом или отдельной личности. В трактовке Тернера лиминальность — это состояние двусмысленности, выпадения из социальной структуры и системы норм:

«Свойства лиминальности или лиминальных personae („пороговых людей“) непременно двойственны, поскольку и сама лиминальность, и ее носители увертываются или выскальзывают из сети классификаций, которые обычно размещают „состояния“ и положения в культурном пространстве. Лиминальные существа ни здесь, ни там, ни то ни се; они — в промежутке между положениями, предписанными и распределенными законом, обычаем, условностями и церемониалом».❓Цит. по: Виктор Тэрнер. Символ и ритуал. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.

Если говорить о развитии общества, то здесь примером лиминального периода можно назвать недавнюю пандемию — переход от «доковидной» эпохи к «постковидной». Или неолитическую революцию — период, когда «экономика охотников и собирателей» уступила место производящей экономике.

Лиминальность в психологии

В психологии часто используется термин «лиминальное мышление». Это способность выходить за рамки собственных убеждений, переосмысливать и менять их, открывая тем самым новые возможности для развития. Иначе говоря, лиминальное мышление позволяет увидеть потенциал в пограничном пространстве — между прошлым и будущим.

Кроме того, специалисты называют лиминальными периоды изменений, связанных с личностью человека — его ценностями, паттернами поведения, эмоциональными реакциями. Эти изменения еще не закрепились, но уже начали происходить. В отличие от кризисов, лиминальные состояния часто подразумевают осознанную перестройку жизни, стремление к чему-то иному. Это естественный этап развития, который не обязательно связан с негативными внешними факторами. Например, подростковый возраст можно рассматривать как лиминальный период между детством и взрослостью.

Лиминальность в искусстве

Пожалуй, самый наглядный пример из этой области — лиминальные пространства. Так называют локации, в которых мы обычно не задерживаемся: коридоры, станции метро, парковки, лестницы и так далее. Вроде бы зрелище обыденное — но в кино, особенно в хоррорах и триллерах, подобные кадры не предвещают ничего хорошего.

Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Сияние», 1980

Как это работает? В реальной жизни мы привыкаем, что в лиминальных пространствах, как правило, есть люди, а еще не фокусируемся на окружающей обстановке. Зачем разглядывать коридор, который мы пройдем за пару минут? Но в фильмах такие пространства притягивают наше внимание. Мы видим их в необычном состоянии: тихо, безлюдно, непривычно много — или, наоборот, мало — места: вспомнить хотя бы бесконечные коридоры из «Твин Пикс».

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Все это вызывает ощущение тревоги и дискомфорта. Что еще изменится в кадре? Какие неприятности ждут героя в этой пустоте? В результате «переходность» лиминального пространства может обретать и новый смысл — границы между угрозой и безопасностью, жизнью и смертью.