Войти в почту

Сумасшедший дом или театр? Премьера спектакля "Иди-от" в Омской драме

"Не выдержавший испытание красотой должен умереть", - провозглашает героиня романа Достоевского в 30-минутном монологе спектакля, который почти не имеет отношения к Достоевскому. Рецензия на премьеру Омского драмтеатра. 18 января на Камерной сцене Омской драмы прошла премьера спектакля "Иди-от" (16+) по пьесе Клима "8 из числа 7 или 7 дней с Идиотом". Завидев в афише название, многие могут ошибочно предположить, что спектакль поставлен по роману Достоевского "Идиот". На самом деле "Иди-от" в постановке режиссёра Анатолия Ледуховского только берёт произведение великого классика за основу, демонстрируя нам тех же персонажей, но в остальном "идёт от". То есть, отталкивается от талантливого первоисточника, генерируя при этом свои размышления и идеи. Автором оригинального текста является драматург Владимир Алексеевич Клименко (Клим). Страшно смотреть? Попасть на "Иди-ота" было очень интересно, потому что каждый новый камерный спектакль Омской драмы за последнее время для меня - смелые, яркие и впечатляющие произведения. Сразу напомню о "Смите и Вессоне" и "Мой дедушка был вишней" . Но вместе с тем было страшно, и вот по какой причине. Во всех интервью и радиоэфирах, которыми подогревали интерес перед премьерой, зрителей по-настоящему "кошмарили". Актёры признавались , что понятия не имеют, какую реакцию получат. Режиссёр постановки отмечал , что этот спектакль прежде всего не для зрителей, "а для крупных артистов драмтеатра, которые могут это сыграть", и что не каждому актёру такой материал выпадает в жизни. И вот тут градус моего интереса взлетел до небес. А по итогу что? Оказалось весело, эпатажно и очень ново! Но вот то, что это "театр не для всех", спорить не стану. О чём это? В общих чертах сюжет спектакля можно описать как "театральные сцены из сумасшедшего дома" или "несуществующие главы романа "Идиот". А ещё мне нравится такая формулировка - евангелие от героев романа "Идиот". Режиссёр Ледуховский оценивает постановку в контексте вечных тем: "о предательстве, совести, искуплении, смысле жизни и судьбах мира". В остальном же описать происходящее в категориях "место", "действие" - задача не из простых. Перед нами театр - сумасшедший дом. Герои в формате монологов и небольших диалогов рассказывают о своей жизни, философствуют, на короткие моменты вырываясь из своих глубоких внутренних вселенных, чтобы комично повзаимодействовать. И всё это приправлено изрядной порцией юмора. Сумасшедший дом и его обитатели Есть в этом сумасшедшем вымышленном театре директор (Михаил Окунев), он же следователь, доктор и Пилат. Видеть народного артиста России, одного из ведущих артистов драмтеатра в настолько необычном амплуа (в одной из сцен он появляется в безрукавке, очках, шляпе и играет на электрогитаре!) - это, пожалуй, экзотика. Есть Рогожин (Пётр, он же Кифа) в виртуозном исполнении Владислава Пузырникова. Здесь комедийный талант актёра раскрывается во всей красе, и всё это в миксе с пронзительным монологом о детстве, от которого идут мурашки. Есть Настасья Филипповна (она же актриса, играющая Настасью Филипповну) Анны Ходюн. Она носит по залу ложку собственной крови, вытекшей из её тела от ножа Рогожина, и иронизирует над актёрской профессией, обращаясь к женской половине зала: "Девочки, есть в зале те, кто мечтает быть на моём месте? Дескать, каждая чайка мечтает сыграть Анну Каренину, Настасью Филлиповну. Вот посмотрите на это, пожалуйста, и успокойтесь" или: "не выдержавший испытание красотой должен умереть". Идиот (Мышкин, Павел, Князь) Артёма Кукушкина демонстрирует нам, что иногда сложность роли заключается в физическом испытании. Сыграть душевнобольного в инвалидном кресле с минимальным количеством реплик, как оказалось, - задача не из простых. Впечатление достигло предела, когда я заметила, что Кукушкин в некоторых сценах, просто уставившись в одну точку, с красными и мокрыми от слёз глазами не моргает по несколько минут! Моим любимым персонажем в спектакле стала Аглая (она же актриса, играющая Аглаю) в исполнении Ирины Герасимовой. Именно у этой актрисы в первом акте целый 30-минутный монолог! По сути, настоящий моноспектакль, спрятанный в спектакле. Удивительно, но 30 минут пролетают, как пять, а в память точно гвозди врезаются короткие концентраты смысла из пьесы Клима: "рождаешься, чтобы усладить чужой карнавал жизни". Сразу вспоминается "Кишмиш" (моноспектакль Ирины Герасимовой), который тоже проглатывается на одном дыхании и оставляет после себя приятное послевкусие и чувство ностальгии по детству. Послевкусие от Достоевского Яркий визуальный язык постановки (костюмы и декорации) веселит и отвлекает зрителя от чрезмерной нагрузки, потому что думать над услышанным здесь приходится много. Предположу, что зрителю "Иди-от" будет интересен прежде всего возможностью погрузиться в атмосферу своеобразного послевкусия от Достоевского, чем весь спектакль по сути и является. И всё это через безупречные работы актёров драмы, которые транслируют текст сам по себе интересный, очень поэтичный и выразительный. Фото: Андрей Кудрявцев, предоставлено Омской драмой

Сумасшедший дом или театр? Премьера спектакля "Иди-от" в Омской драме
© Омск Здесь