Войти в почту

"Настолько светлого кино не было давно": на экраны вышел якутский роуд-муви "Не хороните меня без Ивана"

В российский прокат выходит "Не хороните меня без Ивана" - роуд-муви о поездке русского этнографа и якутского крестьянина по просторам Восточной Сибири. Картина напоминает "Зеленую книгу" и в чем-то перекликается с Федором Михайловичем Достоевским.

На экраны вышел роуд-муви "Не хороните меня без Ивана"
© Российская Газета

1910 год, село Ытык-Кюёль. В местном храме идет отпевание умершего сенокосца. Тот, на что-то засмотревшись, внезапно рухнул, и церковный служка уже второй день читает над его телом молитвы. Вдруг покойник, подобно Лазарю, поднимается из гроба, чем ошарашивает всех вокруг. Довольно скоро выясняется, что

Степан, так зовут крестьянина, страдает от крайне редкого недуга - он периодически впадает в летаргические сны, во время которых тело его холодеет, а пульс опускается до одного удара в минуту. Однако сельчане убеждены, что среди их домов бродит неупокоенный дух, и лишь заступничество Ивана Попова, художника, исследователя и сына священника здешнего прихода, помогает сгладить неприятную ситуацию.

После этого "воскресший" всей душой прикипает к своему спасителю и даже увязывается с ним в путешествие по окрестным поселениям, которое этнограф задумал, чтобы собрать интересных артефактов для музея.

Несмотря на полумистическое начало, "Не хороните меня…" основывается на реальной истории, приключившейся с Иваном Васильевичем Поповым, ныне несколько подзабытым, но тем не менее талантливейшим живописцем и основоположником изоискусства Якутии. И в целом картина Любови Борисовой ("Надо мною солнце не садится") больше напоминает документальное, чем игровое кино.

Герои кочуют от одной деревни к другой, общаются с местными жителями, снимают их портреты с помощью специальной камеры и периодически выменивают особо примечательные безделушки. К тому же создатели не скрывают, что во многом ориентировались на фотографии самого Попова, когда подбирали костюмы, локации и прочий реквизит. Даже формат съемки - 3:4 - навеян как раз этими самыми снимками.

И можно сказать, что в своем стремлении сделать все аутентично и в соответствии с реалиями начала XX века Любовь Борисова и другие авторы, занятые в производстве картины, вышли на какой-то сверхреальный уровень - настолько все кажется и живым, и несколько декоративным одновременно.

Скудные жилища с крайне аскетичной обстановкой внутри и вездесущая природа - но при этом все выглядят чистенькими и опрятными, даже больная оспой девушка, которая три года прожила в режиме вынужденной самоизоляции, чтобы никого не заразить. Однако это ни в коем случае не упрек фильму. Наоборот - он очень красивый и так пышет внутренней энергией, что разительно отличается от многих выходящих сейчас авторских лент. Пока те, как кажется порой, соревнуются в негласном соревновании, кто глубже погрузится в глубины страданий человеческих, лента "Не хороните меня без Ивана" наполнена ярким солнечным светом и каким-то особым миросозерцанием, доступным, кажется только якутам. Хотя, наверное, это достигается и в том числе за счет того, что зритель на происходящее смотрит глазами двух главных героев, один из которых художник, а другой по-особому воспринимает красоту - именно она его и отправляет в летаргические состояния на несколько дней или даже недель.

Иван, сыгранный литовским актером Дариусом Гумаускасом ("Герда"), - достаточно одаренный человек, который мог как выучиться на врача - он единственный, кто может нащупать еле уловимый пульс Степана, - так и пойти по стопам отца и стать священнослужителем. Однако Попов выбрал этнографию и искусство, и если так посмотреть, то во всех вышеперечисленных областях есть кое-что общее - страсть к исследованию, постижению людей и нечто большего. И герой постоянно то записывает в свою маленькую книжку услышанные от путников легенды и сказания, то с интересом осматривает кухонную утварь местных мастеров, то фотографирует людей и красивые виды, чтобы потом наделать открыток на память. Актеру очень хорошо удается показать, что его персонажу действительно небезразличны судьбы всех тех, кого он встречает по пути: от совсем старых старушек до молодых начинающих сказителей. А особенно Ивана интересует и беспокоит судьба увязавшегося за ним попутчика.

Степан, сыгранный Александром Чичаховым, - простой якутский крестьянин. Однако его простота не "хуже воровства", а нечто на грани блаженности. И шедевры мировой живописи (например, репродукция "Мадонны Литты"), и обыкновенные картины природы, будь то предрассветная пора - все это трогает и сердце бывшего сенокосца, и его душу, которая регулярно покидает тело через темечко во время летаргических снов. Что говорить, если своего теленка он назвал Дэйбинчэ - угадайте, в честь какого художника.

Из дуэта Степана и Ивана и их совместного путешествия получилась история, очень похожая на "Зеленую книгу" Питера Фаррелли. Два героя, принадлежащие к разным мирам, тем не менее сближаются и становятся настоящими друзьями, а их путь напоминает вереницу историй, одни из которых напоминают авантюрные приключения, а другие - горькие трагедии.

Оригинальное название "Не хороните меня без Ивана" - "кэрэни көрбүт", что с якутского переводится буквально "увидевший прекрасное". В какой-то степени это больше подходит картине, так как красота - это одна из основных тем фильма. Этому вторит и место действия: Якутия что в начале XX века, что сейчас - край суровый. И зритель часто будет наблюдать, как встречаемые героями люди живут большими семьями в маленьких и откровенно хиленьких домишках. Однако - до чего же они все счастливые. К тому же неслучайно среди них довольно много ремесленников, профессиональных рассказчиков историй и прочих творцов. В здешних местах рукотворная и природная красота тесно соседствуют друг с другом, деля общего творца - Бога. Однако Любовь Борисова показывает и темную сторону этого эстетического явления. Как писал Достоевский, "Красота - это страшная и ужасная вещь". И действительно, Степан из-за своей сверхвосприимчивости ко всему прекрасному вынужден жить с постоянным страхом быть похороненным заживо. Семью он также не может завести вследствие недуга. Однако парадокс в том, что без красоты жить тоже нельзя. И герой Александра Чичахова за время этнологической экспедиции в этом твердо убедится.

А зрители получат хорошо рассказанную и великолепно показанную историю, способную даже оказать терапевтический эффект на смотрящего - настолько светлого кино не было давно.