Войти в почту

Фабрика ярких фильмов: как российское кино выходит на первое место в прокате

Фабрика ярких фильмов: как российское кино выходит на первое место в прокате
© Вечерняя Москва

30 января киностудии «Мосфильм» исполнилось 99 лет. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в стенах концерна и узнал о тенденциях современного отечественного кинопроизводства.

В залах музея «Мосфильм» одна за одной проходят экскурсионные группы. Гости с интересом рассматривают старинные кареты середины XIX века. Их использовали в фильме . Внимание москвичей привлекают реквизитная корона из кинофильма «Корона Российской империи» и форма советских солдат времен Великой Отечественной войны. Практически каждый узнает другой экспонат — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяску С-3А из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

После музея гости отправляются на натурную площадку «Мосфильма». Там декорации воссоздают улочки Москвы и Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX века.

— Обычно декорации разбирают после съемок, однако эта использовалась более чем в 300 проектах, становясь то Парижем, то Копенгагеном, — рассказывает директор музея «Мосфильм» , указывая на одну из картонных улиц. — Когда ее создавали, художник брал за основу столичные районы, такие как Замоскворечье, Рабочий и Мещанский. В результате получилась универсальная декорация старинного города. Кстати, недавно завершились съемки нового проекта директора «Мосфильма» «Хитровка». Там эта декорация тоже использовалась.

По словам Елены Морозовой, желающих узнать историю отечественного кино с каждым годом становится все больше.

— 2022 год у нас выдался ударным — посетителей стало больше на 20 процентов. Их число превысило 90 тысяч человек, — отметила Морозова. — В 2023 году на «Мосфильме» запланировано открытие нового киноконцертного комплекса с четырьмя кинозалами. А еще введем в эксплуатацию 17-й киносъемочный павильон. Он станет самым большим на территории студии.

Что касается востребованности жанров, то у отечественного зрителя особенно популярным становится семейное кино.

— Все внимание сейчас приковано к «Чебурашке», который стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката и подбирается к невероятной планке в 6 миллиардов рублей, — рассказала член киноакадемии, главный редактор журнала «КиноРепортер» . — Эта картина стала ярким представителем направления, которое было и будет самым востребованным у зрителя и кинематографистов — зрелищное семейное кино, сочетающее в себе смешное и трогательное.

По мнению Лемешевой, такие фильмы не обязательно должны быть высокобюджетными:

— Чтобы заставить зрителя смеяться и плакать, спецэффекты не нужны, — отметила она.

Поход в кино, отмечает эксперт, все еще остается одним из самых демократичных вариантов семейного досуга.

— Даже беглое изучение списка российских картин, запланированных на 2023 год, показывает, что многие из них могут оказаться по сборам в сегменте от 500 до 1500 миллионов рублей, а это, надо сказать, вполне достойные цифры. При этом нужна системная работа во всех направлениях, — добавила Мария Лемешева.

По данным Фонда кино, доля отечественных картин в кассовых сборах кинопроката, по итогам 2022 года, составила более 52 процентов. При этом показатели российского кинематографа превысили уровень 2021 года более чем на 18 процентов по кассовым сборам и на 16 процентов — по посещаемости.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марианна Гнездилова, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по культуре:

— Современный российский кинематограф выполняет очень важную задачу — помогает объединить наш многонациональный народ, лучше узнать историю своей страны. На мой взгляд, особенно хороший результат показывают детские фильмы, которые не только собирают в прокате значительные суммы, но и учат ребенка добру, правильным жизненным ценностям, дружбе и любви к своей стране. Очень важно, что отечественные кинопроизводители говорят с нашей молодежью на современном языке.