Войти в почту

Спектакль с участием Башмета прошел в день 80-летия Сталинградской победы

Музыкально-драматический спектакль по роману Константина Симонова «Солдатами не рождаются» в Волгограде показывали под открытым небом. Своеобразной «исторической» декорацией для этой необычной постановки, где соединились литература и музыка, стало здание железнодорожного вокзала Волгоград-1.

Спектакль с участием Башмета прошел в день 80-летия Сталинградской победы
© Волгоградская правда

Душевная стойкость и вера в победу

Несмотря на бодряще-холодную погоду, посмотреть необычную постановку пришло немало волгоградцев. В ней участвовали артисты театра и кино, камерный оркестр «Солисты Москвы» и его руководитель народный артист СССР Юрий Башмет. Публика была настроена позитивно и собралась задолго до начала спектакля.

Роман «Солдатами не рождаются», вторая книга трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые», посвящен Сталинградской битве. Он возвращает в суровую зиму 1943 года и описывает последние 33 дня Сталинградского сражения. Жестокие бои, сокрушительный разгром на Волге отборных гитлеровских войск – незабываемые события, которые предрешили исход всей войны.

Сложная окопная правда, отношения героев романа командира батальона Синцова, комбрига Серпилина, «маленькой докторши» Тани Овсянниковой, других бойцов и командиров... Их сила духа не только в том, чтобы взять высоту (или «бугор», как это называлось в тексте), но и в душевной стойкости, вере в победу. Все это передано в спектакле, режиссером-постановщиком которого стала уроженка Волгограда Полина Агуреева. 

Проект воплощен при участии камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета. Музыканты сегодня были одеты в шапки-ушанки и тулупы – одежду, соответствующую духу того, военного, времени 80 лет назад.

Проникновенной музыкой Валерия Воронова оркестранты и дирижер дополняли происходящее на сцене – все то, что было сказано драматическими актерами, пережито и прочувствовано их персонажами в коротких передышках между новыми схватками с противником. На здание вокзала яркими видеопроекциями ложились документальные фотографии. Заснеженные волжские степи, остовы превращенных в руины зданий и даже военные карты, на которых стрелками были показаны направления ударов, долгожданное соединение с 62-й армией.

Честный рассказ о войне

Эта версия спектакля продолжалась около часа. Зрители, заполнившие Привокзальную площадь, воспринимали его очень заинтересованно и доброжелательно. Финальная часть, где рассказывается о дальнейшей судьбе героев (большинство из них погибли на войне), у многих вызвала слезы. В конце народ аплодировал и кричал «Браво!» московским артистам.

По мнению Юрия Башмета, это честный рассказ о той войне. 

– Когда мы готовились к концерту в вашем городе 2 года назад, я окунулся в океан песен военных лет, – рассказал маэстро, отвечая на вопрос, чем питается вдохновение пишущих о войне композиторов. – Какие-то я слышал в детстве, но оказалось, что их гораздо больше. И это абсолютно отдельный пласт нашей культуры. Как это ни жестко прозвучит в наши непростые дни, культура получает бесконечно новые импульсы. Приведу неожиданный пример: после Сталинградской битвы великий немецкий композитор Рихард Штраус сочинил очень красивое произведение «Метаморфозы». На последней его странице как-то незаметно, но для профессионала очень явно, звучит похоронный марш из третьей симфонии Бетховена. Не случайно рабочим названием этой вещи стал «Реквием по погибшей Германии».

Юрий Башмет вспомнил и о своих воевавших родственниках. 

– В моей семье все воевали – и мой дедушка прошел войну, имеет награды, и отец моей жены. А дедушка служил в пехоте, у него был одесский акцент, хороший голос, с которым ефрейтор Башмет запевал «Катюшу», – поведал дирижер.

Режиссер спектакля Полина Агуреева назвала главной идеей спектакля чувство Родины.

 – Что это такое? Это чувство сопричастности к событиям в своей стране – и к трагическим, и к светлым, и к ошибкам, и к победам. Но чувствовать себя сопричастным надо не умозрительно, а всем своим существом. Вот об этом книга Симонова. Она очень честная, она не замазывает проблем и не ура-патриотичная.

Но в ней есть одна очень важная вещь, которой сейчас не хватает людям, проживающим в эпоху девальвации понятий. Это действительно настоящее живое чувство Родины, в каком бы трагическом состоянии ни была твоя страна. Для меня это болезненно сейчас ощущается, – резюмировала Полина Огуреева.