Войти в почту

Платформа Сфера — удобная и быстрая замена Confluence для ИТ-аналитиков и не только

<p><span><span><span><em><span lang="ru"><span>Бизнес и государство ставят перед командами разработки амбициозную задачу – вчера создать импортозамещающее ПО. При этом многие инструменты, которые необходимы самим разработчикам, попали в категорию </span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>покинувших российский рынок</span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>. Какими решениями сегодня пользуются в лидирующих ИТ-компаниях, чтобы ускорить и облегчить работу аналитиков?</span></span></em></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span lang="ru"><span>Российская компания Т1 задумалась о разработке ИТ-инструментария для собственных нужд вскоре после того, как бизнес переориентировался на вендорское направление. Необходимость организовать бесшовную работу сотен команд и высокий релизный темп привели к тому, что был собран необходимый набор инструментов, закрывающий потребности множества специалистов: аналитиков, разработчиков, архитекторов, тестировщиков, сотрудников линий поддержки, в общем, любых сотрудников, связанных с разработкой и поддержкой ПО. В создании конвейера очень пригодился опыт заказной разработки и большое число внедрений решений глобальных вендоров, котор</span></span></em><em><span><span>ые</span></span></em><em><span lang="ru"><span> осуществляли команды Т1. </span></span></em></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span lang="ru"><span>В 2022 году из-за ухода иностранных игроков практически опустела ниша It4It-инструментов, поэтому разработчики Т1 предложили продукты, которыми пользовались сами, открытому рынку. В сентябре 2022 года были презентованы платформа </span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>Сфера</span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span> и ее продукт </span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>Знания</span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>, </span></span></em><em><span><span>обеспечивающий бесшовную миграцию с </span></span></em><em><span lang="EN-US"><span>Confluence</span></span></em><em><span><span>.</span></span></em><em><span lang="ru"><span> Об истории создания инструмента и его возможностях, рассказывает Николай Шатунов, владелец продукта </span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span></em><em><span><span>"</span></span></em><em><span lang="ru"><span>.</span></span></em></span></span></span></p> <p><span><span><span><strong><span><span>- </span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>Почему решили создать такой продукт как </span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>Знания</span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>? </span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>-</span></span><span><span> Одной из главных причин, сподвигнувших нас на разработку продукта, стало импортозамещение. В 2022 году стал остро ощущаться дефицит удобных инструментов: предложение сократилось, а функциональность оставшихся на рынке решений не всегда удовлетворяла бизнес. <span>Мы</span></span></span> <span lang="ru"><span><span>в группе Т1 на личном опыте знал</span></span></span><span lang="ru"><span>и, что нужно всем командам, занятым разработкой и поддержкой ПО. Это позволило быстро создать </span></span><span><span>альтернативу </span></span><span lang="EN-US"><span>Confluence</span></span><span lang="ru"><span>, </span></span><span><span>которая</span></span><span lang="ru"><span> легко вписал</span></span><span><span>ась</span></span><span lang="ru"><span> в существующий ИТ-ландшафт и стал</span></span><span><span>а</span></span><span lang="ru"><span> частью продуманной экосистемы в составе платформы. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Хотя у многих решений, например, Atlassian, почти 10-летняя фора, российские разработчики не просто догоняют, а задают тренды, так как остро чувствуют мейнстрим. Командам нужен универсальный единый инструмент, используемый на всем цикле создания продукта – от формализации идей до вывода решения из эксплуатации. Ранее у конкретной команды могло быть 2-3 инструмента, обеспечивающих доступ к знаниям. Архитектор может использовать один, разработчики и тестировщики привыкли работать с другим, а служба поддержка использовала третий. Сегодня все их полноценно заменяет один – </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Это исключает возникновение препятствий на </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>стыках</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> производственного конвейера, от которых существенно страдает скорость и качество передачи информации, а в ряде случаев – предотвращает фатальный для нового продукта отскок назад. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Например, у одного из первых клиентов компании Т1 ежедневно более 20 тыс. корпоративных пользователей (а это свыше 1450 команд по 180 стримам) эффективно работают с информацией, благодаря использованию продукта Сфера.Знания. Подходящий инструмент существенно сокращает время вывода новых продуктов на рынок.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><strong><span lang="ru"><span>На какие существующие продукты ориентировались при создании продукта </span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>Знания</span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>? </span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span><span>-<strong> </strong></span></span></em><span lang="ru"><span>Мы внимательно изучаем опыт всех создателей подобных решений. На российском рынке широко были представлены продукты иностранных и российских вендоров: Confluence, Notion, Readme, "Битрикс24", MediaWiki, Xwiki</span></span><span><span> и др. М</span></span><span lang="ru"><span>ожно еще долго продолжать список так называемого wiki-подобного ПО. В корпоративном сегменте наиболее распространены были продукты американского вендора Atlassian, поэтому для многих компаний импортозамещение – это переход именно с их стека на отечественный продукт. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Но не только Confluence единым жив ИТ-рынок – на нем, встречаются даже самописные решения с минимальными функциями. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Кроме того, на ум приходит тот же Яндекс, предложивший решение в части </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Знаний</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>. Правда, ориентировано оно больше на сегмент маленьких ИТ-стартапов, чем на большие команды более зрелых разработчиков.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><strong><span><span>- </span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>Что сделали своим кредо для разработки этого инструмента?</span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span><span>-<strong> </strong></span></span></em><span lang="ru"><span>Нашей главной целью было создание единой среды для работы со знаниями. У любого члена команды появляется возможность получить консистентный опыт и обращаться в одном окне ко всем типам знаний. Важнейшим же критерием видим для себя удобство пользователя, которое выражается в первую очередь в скорости доступа к информации и </span></span><span><span>легком</span></span><span><span> применении инструментов для ее формализации.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Продукт создается в тесной связи с конечными пользователями. Добавление новых фичей происходит после сбора обратной связи у ранних адептов: если один и тот же запрос клиентов повторяется несколько раз, он становится приоритетом для разработчиков. К примеру, модификация каталога простым перетаскиванием (Drag&amp;Drop) появлялась в запросах нескольких клиентов и вошла в список самых первых реализованных по обратной связи от рынка функций. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><strong><span lang="ru"><span>Кто может быть пользователем нового инструмента?</span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span><span>-</span></span></em><span><span> "</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span><span><span>"</span></span> <span><span>- замена </span></span><span lang="EN-US"><span>Confluence</span></span><span><span>, инструмент </span></span><span lang="ru"><span>будет актуален для всех специалистов, занятых в создании и поддержке продукта, в том числе, для команд разработки, линий поддержки и внедрения. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Упрощенно сквозной процесс передачи информации по ролям можно представить как конвейер знаний. Первоначально менеджмент формализует глобальные идеи, после чего владельцы продуктов и лидеры команд собирают информацию, описывают гипотезы и результаты исследований. На следующем этапе к работе подключаются техлиды, отвечающие за формализацию всего технического блока, и архитекторы, от которых требуется предоставить различные схемы, иллюстрирующие будущее решения. Далее вступают аналитики, роль которых, в том числе, в описании детальных требований. Весь накопленный к тому моменту объем знаний становится доступен разработчикам, которые в процессе реализации уточняют требования за счет коллаборации. Тестировщики обращаются к базе знаний, чтобы сверится с описаниями решения. Для групп внедрения </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Знания</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> – это источник для создания руководств, а для линии сопровождения продукта – своего рода сборник типовых решений и ответов на часто задаваемые вопросы.</span></span></span></span></span></p> <p class="text-align-center">%img-1%</p> <p><br /> <span><span><span><span lang="ru"><span>То есть мы видим, как важно, чтобы единый удобный инструмент был у всех, кто работает над программным обеспечением. Но в первую очередь – у аналитиков.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><strong><span lang="ru"><span>А почему именно у аналитиков? </span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span><span>- </span></span></em><span lang="ru"><span>У аналитиков большая часть рабочих задач связаны с формализацией, структурированием знаний и коллаборацией с большим числом смежных ролей. Так что для этой роли создание единого информационного поля производственного процесса наиболее актуально.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><strong><span lang="ru"><span>В чем преимущества продукта </span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span></strong><strong><span><span>"</span></span></strong><strong><span lang="ru"><span>?</span></span></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><em><span><span>-</span></span></em><span><span> "</span></span><span lang="ru"><span>Знани</span></span><span><span>я"</span></span><span lang="ru"><span> – единый для всех ролей инструмент, закрывающий все потребности работы со знаниями. Он входит в производственную платформу </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>, управляющую процессами разработки и поддержки программного обеспечения от А до Я. Преимущества </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Знаний</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> определены, в том числе, и платформенным подходом: он обеспечивает бесшовное переключение между стадиями производства и процессами в едином инструменте и закрывает максимум задач с помощью сопредельных инструментов. Например, смежный продукт </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Документы</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> предназначен для работы с формализованными, жестко структурированными документами, строящимися как шаблоны, что необходимо в первую очередь для госкомпаний или бизнеса, работающего в рамках госзаказа. </span></span></span></span></span></p> <p class="text-align-center">%img-2%</p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Синергия продуктов </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> и </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Задачи</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> позволяет запустить блок работы по изменениям и доработке продукта. Кроме того, за счет интеграции обеспечивается связь с продуктами, ориентированными на процессы поддержки, например, </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Инциденты</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> или </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Запросы</span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span> на обслуживание.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span lang="ru"><span>Продукт полностью соответствует требованиям российского законодательства, подтверждением чему служит регистрация в Реестре отечественного ПО. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>За счет в</span></span><span lang="ru"><span>строенн</span></span><span><span>ого</span></span><span lang="ru"><span> механизм</span></span><span><span>а</span></span><span lang="ru"><span> переноса данных можно легко мигрировать с </span></span><span lang="EN-US"><span>C</span></span><span lang="ru"><span>onfluence </span></span><span lang="ru"><span>на </span></span><span><span>"</span></span><span lang="ru"><span>Сфера.Знания</span></span><span><span>".</span></span> </span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><strong><em><span lang="ru"><span>Как познакомиться с новым продуктом?</span></span></em></strong></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>- </span></span><span lang="ru"><span>Для детального знакомства со "Сфера. Знания" и по вопросам организации демонстрации обращайтесь к коммерческому директору платформы производства "Сфера" Максиму Кутузову, mkutuzov@t1-consulting.ru</span></span></span></span></span></p>