Войти в почту

#Проект П. Юлия Болбат: "Театр так много потерял, когда я выбрала музыку!"

В этой рубрике мы знакомим вас с участниками омского вокального ансамбля "Проект П". Вокальный ансамбль "Проект П" родился в 2015 году. Тогда для участия в конкурсе "Поющий мир" в Санкт-Петербурге для отдельной номинации потребовалось собрать команду и выбрать название. Участники известного уже в Омске хора "Певчие" решились на эксперимент. И этот эксперимент впоследствии стал для всех, кто тогда согласился на одно выступление, самым главным делом в жизни. Сейчас в ансамбле, который становится всё известнее, смелее и интереснее зрителю, творят 11 человек. Редакция "Омск Здесь" решила познакомиться с ребятами поближе и рассказать о каждом из них. Профессиональный музыкант, хоровик, педагог по вокалу. Окончила омскую музыкальную школу № 7 по классу фортепиано и факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского по специальности "Дирижёр академического хора". Работала педагогом в музыкальной школе № 2, поёт в камерном хоре "Певчие" и в хоре православной церкви. С 2015 года занимается развитием вокального ансамбля "Проект П". - Юля, когда вы начали петь? - Самая яркая картинка - это детский сад. Мы водили хоровод, и мне казалось, что я пою так громко и так классно! Удивлялась, почему мне не делают комплименты каждую минуту? (смеётся) . Я пела с самого детства, и мама понимала, что если ребёнок поёт - обойти музыкальную школу не получится. В 10 лет я оказалась в музыкальной школе. - Что любили петь? - Ребёнком - всё, что слышала вокруг. В подростковом возрасте - это русский рок и металл. Группа "Ария" - это моя "настольная" музыка. Я на ней выросла и обожаю до сих пор. Анализируя их уже как профессиональный музыкант, понимаю, что именно мне в ней нравилось. В музыкальной школе я училась по классу фортепиано, но пыталась играть на гитаре. Это же рок, и ты крутой, если играешь на гитаре (смеётся) . Гитару я уже забыла, но попытки её освоить были. Вот мой муж Антон без неё жить и сейчас не может. - Как соединились ваша судьба и судьба "Проекта П"? - В хоровое пение я была влюблена с детства, но именно в университете осознала, что это дело, которым я хочу заниматься всю жизнь. По окончании университета я продолжала петь в хоре выпускников, который создала Лариса Александровна Сабитова. На его основе возник позже камерный хор "Певчие". Естественно, с первого же дня я была там. Постепенно репертуар и концертная программа хора нарастали, и Лариса Александровна дала нам с Антоном задание - сделать ансамбль. Мы начали изобретать, искать форму, выступать на концертах с отдельными номерами. Точка отсчёта для "Проекта П" - 2015 год, где мы, как вокальный ансамбль, заняли второе место на конкурсе "Поющий мир" в Санкт-Петербурге. Уступили мы только камерному хору Московской консерватории. "Проект П" долго существовал как ансамбль в рамках большого хора, мы давали редкие сольные концерты в музее имени Врубеля, сотрудничали с Омской филармонией и с разными коллективами города. Всё изменилось в год пандемии. А потом я, будучи во втором декрете, уволилась из музыкальной школы и поступила хормейстером "Проекта П" в ДК "Сибиряк". Началась наша активная деятельность как отдельного ансамбля, и моя работа в новом направлении. - Как формировался коллектив? - Мы все из хора "Певчие", где занимаются те, кто горит этим делом и любит его. Кто хочет, кто способен работать в усложнённом режиме, те пришли в "Проект П". За шесть лет в нашем составе были разные люди. Кто-то с основания, кто-то пришёл чуть позже. Были ребята, кто покинул коллектив по каким-то причинам: уехали по семейным обстоятельствам, поступили учиться в другой город. В 2021 году мы ощутили необходимость в ритмической секции - это важно, когда в репертуаре эстрадная музыка, необходимы барабанные подложки. И в тот момент к нам приходит битбоксер Олег Сошин. Он пришёл, и мы поняли - вот оно! Получалось то, от чего мы сами были в шоке. На данный момент нас 11 человек. В ближайшее время будут небольшие приятные изменения. - Кроме любви к искусству, вокруг чего вы объединились? - На мой взгляд, это популяризация акапельной музыки, соборного пения. Любовь к хоровому исполнительству является самым важным. То, чем мы все дышим. Мы даём каждому проявиться индивидуально, но важно то, как мы поём вместе. Мы хотим показать людям, что петь без инструментов можно и что это круто и здорово. Хотим показать, что можно петь в коллективе и оставаться индивидуальностью. - Чем отличается сольное пение от хорового по своей сути? - Когда ты поёшь один - ты полностью берёшь энергетику зала и должен один завладеть каждым сантиметром пространства. При этом ты должен владеть голосом и проявлять его настолько, чтобы суметь привлечь внимание каждого зрителя. Хоровик - как кирпичик в стене. Ты должен чувствовать свою нишу, гармонично её занимать, показывать свой голос настолько, насколько необходимо в моменте, в коллективе. Ты один из. Вокалист свободен в интерпретации, а в хоре - ты дисциплинирован и подчиняешься договорённости. Когда ты на сцене один, слышно любой промах. В хоре и ответственности больше, но и поддержки больше. - Как подбираете репертуар? - Находим, предлагают все участники. Но точно мы не ругаемся и не спорим. Мы доверяем друг другу в плане вкуса. Если кто-то что-то предлагает, значит это ему нравится. Нет проблемы разучить новое и всем вместе попробовать. Это всегда хороший выбор и хорошая музыка, за которую мы всегда с удовольствием берёмся. - Что не будете петь и слушать? - Лично я не буду петь блатные песни и песни с пустым текстом. В любом случае поэтический текст должен нести какую-то идею. В остальном… не исключаю, что к нам придёт что-то из рэпа. Для нас важно богатство мелодики, языка, музыкального и поэтического. Если это хорошо сделано, почему нет? - Кого не возьмёте в команду? - Людей, которые хотят получить, не вкладываясь душой. Внутренним ресурсом. Если он во время репетиции смотрит на часы, то он просто не сможет жить в нашем графике и микрорежиме. Этот режим не для тех, кто работает на ставку. Тем более, мы собираемся на репетиции по вечерам, после основных работ. Если ты вовлечён - репетиция не в тягость. Если нет - мучение. У нас нет особой финансовой поддержки, и это сейчас не главное, что движет желанием участвовать в проекте. - Где бы вы хотели выступить? - Если в Омске, то самая наша любимая сцена - Органный зал омской филармонии. Всё-таки там живёт академическая музыка. Концертный зал нас привлекает своей статусностью и техническим оснащением. Честно, вопрос меня застал врасплох. Мы не думали об этом. Мы решаем проблемы по мере их поступления и планы строим на конкретные площадки. Конечно, мы не откажемся выступить на суперкрутом фестивале с большим количеством людей. Многие не знают, что такое академический хор, путая его с народным, который делает акцент на народные русские песни. А ведь есть огромный пласт музыки, которую исполняет академический хор! И то, что об этом мало кто знает - обидно. Например, почти одновременно с рождением "Проекта П", в Красноярске родился на муниципальном уровне академический хор. Город их любит, у них много зрителей. Мы с Антоном специально съездили познакомиться. После той поездки мы поняли, что хоровое искусство может быть популярным и массовым, не теряя своего качества. - Кто из современных исполнителей вам симпатичен? - У меня нет в голове кого-то конкретного. Из зарубежных мой личный кумир - австралиец . (Тимоти Дэвид Минчин - знаменитый стендап-комик, сценарист, режиссёр, музыкант и актёр. Он прославился благодаря своим выступлениям, на которых почти всегда играет на фортепиано и поёт комедийные песни собственного сочинения, а иногда даже танцует - прим. ред.) Он прекрасно поёт, прекрасно сочиняет, у него тонкий музыкальный юмор. Но в Россию он не приезжал. Поэтому я наслаждаюсь его творчеством в интернете. - С кем бы вы хотели выступить на одной сцене? - Кинчев и Шевчук. Хотелось бы им подпеть. Чуть-чуть прикоснуться к этим глыбам. - Вы работаете с мужем. Кто главный? - Конечно, главный - Антон. Он настоящий художественный руководитель. Конечно, мы всё обсуждаем. Он отвечает за всю внешнюю политику, выбирает, с кем работать, с кем не работать, где выступаем. В техническом оснащении он разбирается лучше, чем я. Я руководитель по выслуге лет. Шесть лет до появления в ДК "Сибиряк" это была моя работа. А сейчас Антон взялся за дело. Реализовываются все его задумки. Я помогаю по мере сил. Веду социальные сети. У меня больше работа, которая не требует принятия серьёзных решений. - Общий интерес и работа не мешают семейной жизни? - Несмотря на то, что "Проект П" - это не про "заработать", мы вкладываем в проект много себя. О чём бы мы с Антоном не начинали говорить, все разговоры так или иначе приходят к ансамблю. Наверное, стоит как-то ограничивать эти темы. Как говорят: не неси работу домой. Но это творческая часть жизни, и она, я считаю, больше объединяет. Это хорошо для нас в данной ситуации, потому что мы вместе, мы вместе ведём этот корабль. Пришла идея, мы тут же её обсудили, тут же нашли решение. Процесс идёт быстрее и слаженнее. - Кого вы не назовёте профессионалом? - Человека, который полностью доволен результатом. Не стоит фанатично добиваться совершенства. Но когда ты доволен всегда, я считаю, это непрофессионально. Или небрежное отношение к работе, когда человек сам перед собой недорабатывает, потому что ему лень. Это путь к деградации и неуважение к себе как к музыканту. - Что главное в артисте? - Стремление к самосовершенствованию. Умение учиться. Когда человек доволен собой, он не будет постигать новое. Ну и доля здорового пофигизма тоже должна быть. Ещё для артиста важно постоянное желание выходить на сцену. - Что главное в зрителе? - Какого зрителя мы хотели бы видеть на своих выступлениях? Любопытного! Желающего взглянуть на наше исполнительство как исследователь. Чтобы на концерте у него было не желание услышать что-то привычное, а желание заглянуть в мир неизведанного. Посмотреть, как рождается музыка в разных её выражениях. Тогда я понимаю, что пою не в пустоту, что люди в зале анализируют, думают, дают свою оценку, развиваются вместе с нами. - У вас есть любимая песня или композиция? - "Ирландское благословение" на английском языке. Её я могу слушать и петь в любой ситуации в своей жизни: и как колыбельную, и как личную молитву. В ней такие слова: "пусть тёплый ветер дует тебе в спину, дождь орошает твои поля, улыбка встречается на твоём пути, и пока мы не встретимся вновь, пусть Бог держит тебя в своих ладонях". Ещё одна композиция, конечно у "Арии" - это "Ночь в июле". - Что делаете с ошибками, если обнаруживаете их в своей работе? - Бывают разные выступления. Если была ошибка, то надо понять, по чьей вине. Мы недоработали или это было невозможно реализовать в данных условиях. Многое зависит от зала, звукорежиссёра. И анализируя, мы ликвидируем недочёты. Ищем, как в конкретном зале можно сделать максимально хорошо. - Кроме пения, что вас увлекает? - Я очень люблю вышивать крестиком (смеётся) . Был период, когда я думала, что буду делать это на продажу или на заказ. Но по времени это затратно. Сейчас всё крутится вокруг детей и проекта. Ещё у нас есть работа в театре и с театром. Мы работаем над постановкой аудиального перформанса "Слепые" с "Просто театром". Готовим ко второму показу мюзикл . Я с актёрством связана близко. Мы с Антоном ходили прокачивать мастерство в ЦСД. Ещё я работаю преподавателем по вокалу в нашем театре "Арлекин". И мне это таааак нравится! Я думаю, театр много потерял в тот момент, когда я выбрала пение! (смеётся) - Самый смелый и безбашенный поступок, который вы совершали? - В юношеском возрасте мы с подружкой и с Антоном примкнули к ребятам, которые прыгали с моста у Телецентра. И я это сделала. Это было прекрасно и страшно. Но одного раза достаточно. - Петь может каждый? - Абсолютно! Чисто петь, по нотам, тут не каждый может сразу. Но я убеждена, что такому человеку нужно просто больше усилий и времени научиться. - Чему научил опыт преподавания? - Самый большой вывод, который я сделала: чтобы быть педагогом, надо искренне любить детей. Это не про терпение. Искусственно не получится. Необходимо истинное желание учить тому, что ты умеешь сам. - Какие сейчас дети? - Я, как мама двоих детей 9 и 4 лет, сказала бы больше о родителях. Детей ведут по разным векторам воспитания. Есть родители, кто застал ещё советскую школу, где была чёткая система иерархии, понятные правила социализации. А есть родители, которые воспитывают детей с точки зрения ярко выраженного индивидуализма. Не скажу, что хорошо, что плохо, но во втором случае педагогу труднее. Задатки есть у каждого ребёнка, вне зависимости от воспитания. У детей, которые ясно понимают структуру общества, позицию взрослый-ребёнок, педагог обладает авторитетом, может передать знания без каких-либо преград. А ребёнок, который считает себя уже состоявшейся личностью, ставит всё под сомнение. Может из этого и рождается знание. Но я считаю, что когда ты отвергаешь или подвергаешь сомнению что-то, должен предоставить что-то взамен. А у ребёнка ещё нечего. Вот на поиск баланса уходит много времени. А дети всегда дети, во все времена! - Что лично для вас значит "Проект П" и как вы видите его развитие? - Для меня это явная возможность на профессиональном уровне заниматься любимым делом. Я хочу, чтобы это был основной вид деятельности и чтобы все ребята тоже были в "Проекте П", не отвлекаясь на поиски других работ. Если при этом мы сохраним единомыслие в части проекта, у нас не будет преград и рамок для творческого выражения. А это профессиональная свобода. Стоит ли пояснять, что это значит для музыканта? Интервью с другими участниками вокального ансамбля "Проект П" читайте на нашем сайте по Понедельникам и Пятницам. О том, какие планы у коллектива на ближайшее время и далёкую перспективу, а также, что значит в названии таинственная буква "П", рассказал руководитель ансамбля Антон Болбат. Фото: , Александр Соколович, Елена Корб, Ксения Тиссен, Анна Мезер и из личного архива героини публикации

#Проект П. Юлия Болбат: "Театр так много потерял, когда я выбрала музыку!"
© Омск Здесь