Войти в почту

Композитор Андрей Волконский – 90 лет со дня рождения

14 февраля 2023 исполнилось бы 90 лет композитору (1933-2008), потомку русских князей, родившемуся в Женеве, учившемуся в Московской консерватории у Юрия Шапорина (семья переехала в СССР в 1947), в конце 40-х и в первой половине 50-х сочинявшему под влиянием Стравинского и Прокофьева и на протяжении жизни (окончившейся в 2008 в Экс-ан-Провансе) устойчиво не считавшему себя авангардистом. Но именно Волконский, по словам Эдисона Денисова, «первый открыл те двери, за которыми мы искали новое в искусстве». Однако не только стремлением к новому, освоением и «внедрением» в композиторскую практику новых – для тогдашней Страны Советов – приемов и техник важен и значим Андрей Михайлович Волконский (вспомним его прорывную, серийную “Musica stricta”, 1956): во многом благодаря ему в Советском Союзе возник и развился исполнительский, слушательский, композиторский интерес к доклассической музыке. «Потому что мне не нравилась советская власть – вас устроит такой ответ? Старинная музыка удерживала от всей этой гадости. Вся моя жизнь была протестом против советской власти. Этому служила додекафония, хотя и не только она. Она не была политическим актом, она была музыкальным действием. Мы в Союзе хотели писать музыку, которая будет не похожа на соцреализм. Старинной музыкой я тоже занялся из чувства протеста и в 1965 создал ансамбль “Мадригал”». (Цитата из книги Елены Дубинец «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни»; М.: РИПОЛ классик, 2010) «Основу коллектива “Мадригал”, не очень постоянного по составу, образовали группа певцов-солистов, исполнитель (исполнители) на клавишных – клавесине и органе (сам Волконский), струнники и духовики, ударник. Несколько музыкантов, в разное время работавших в “Мадригале” Волконского, стали выдающимися исполнителями – певица , много выступавшая впоследствии как интерпретатор Новой Музыки, в последние годы – художественный руководитель ансамбля “Мадригал”, трое певцов, детей Павла Лисициана, – Карина, Рузанна и Рубен (с 1965), замечательный пианист (с 1970, также много игравший новую музыку XX века), знаменитый ныне ударник . В репертуаре “Мадригала” при Волконском была преимущественно музыка XVI-XVII веков. Концерты ансамбля часто представляли монографически определенные национальные школы того или другого периода – Италии, Испании, Франции, Германии, Фландрии, Англии, России. Среди исполнявшихся композиторов были и прославленные великие мастера, и малоизвестные, а также немало сочинений, чье авторство остается неизвестным. Это мадригалы Джезуальдо, мадригалы и магнификат Монтеверди, произведения Орацио Векки, Луки Маренцио, месса Палестрины, баллады Гильома де Машо, песни Жанекена (“Пение птиц”), сочинения де Виктории, Луиса де Милана, Кабесона, Диего Ортиса, испанская музыка времен кастильских королей, произведения Шютца, Перселла, русская музыка допетровской эпохи. Андрей Волконский был первым, кто смело обратился к исполнению старинной русской церковной музыки, бывшей фактически под запретом властей. Стиль исполнительства “Мадригала” полностью отражал художественную концепцию руководителя. Никакой “исторической” стилизации, материал старинной музыки трактуется как живая современная нам интонация. <…> “Мадригал” имел большой и заслуженный успех. Молодые артисты много гастролировали в разных городах страны (до 100 концертов в год), выезжали в ГДР, Румынию, Польшу, Чехословакию. С ансамблем “Мадригал” Волконский обрел безопасное место в советской музыкальной жизни, не поступившись своими идейными убеждениями. Между тем композиторское творчество Волконского развивалось по собственным законам. Никакие внешние обстоятельства жизни существенного влияния на него не оказали, и он уверенно продвигался в неизведанные области Новой Музыки». (Музыковед Юрий Холопов) В 1973 Андрей Волконский уехал из СССР. «Не хотел подчиниться требованиям, которые предъявляли к нему как к советскому композитору», – говорил Эдисон Денисов. «Сочинения, написанные им в 70-е и 80-е годы, еще больше, чем раньше, отличаются друг от друга по стилю, замыслу, концепции. [Андрей Волконский] с еще большим трудом заново созидает в каждом из них себя, свой взгляд на музыку, на искусство, на мир. Одно такое сочинение (как, например, “Was noch lebt” для голоса и струнного трио на слова Й. Бобровского) поистине “томов премногих тяжелей”, как сказал о книге стихов Ф. И. Тютчева А. А. Фет. Таких своеобразных решений проблемы взаимодействия солиста и оркестра, как в “Immobile” для фортепиано и камерного оркестра, музыка еще не знала». (Пианист, композитор, музыоколов; здесь и далее цитаты из упомянутой выше книги об А. Волконском) «Предельно честный и бескомпромиссный, он не захотел адаптироваться к изменявшемуся музыкальному времени. <…> Изменить точной технике он не мог, поскольку не признавал субъективизма; продолжать ее развивать не хотел, поскольку чувствовал тупиковость такого пути, а найти ей равнозначную замену или компенсацию ему не удалось. Не случайно едва ли не каждое сочинение его зарубежного периода написано в новой манере или в новом стиле: он углубленно и целеустремленно искал». (Е. Дубинец) Сочинение “Was noch lebt” (1985), напомним, звучало 16 апреля 2022 в московском Культурном центре «Покровские ворота» и 24 мая 2022 в санкт-петербургском Доме Радио – на презентациях книги «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» (Jaromír Hladík press, 2022; книга года в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны»). В 2018, когда Андрею Волконскому исполнилось бы 85, в Москве и Тарусе проводились концерты фестиваля «Памяти Князя» (художественные рукксей Любимов, Елизавета Миллер, Иван Великанов). Также музыка Волконского исполнялась в Бетховенском зале Большого театра, вместе с музыкой Эдисона Денисова и Софии Губайдулиной. В 2023 в планах «Студии новой музыки» (лауреат Премии «МО» 2022) провести осенью посвященные Волконскому конференцию и концерт – совместно с ФИСИИ. Антон ДУБИН, «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм