Войти в почту

Что не так с хоррором "Бескрайний бассейн"

В Сети вышел один из самых обсуждаемых фильмов начала года — «Бескрайний бассейн» Брэндона Кроненберга с Александром Скарсгардом и Мией Гот в главных ролях.

О том, каким получился этот боди-хоррор о клонах и творческом кризисе, а также о том, как и в чем сын Дэвида Кроненберга наследует великому автору «Видеодрома», рассказывает материал «Ленты.ру».

Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) — внешне успешный и привлекательный мужчина, проваливающийся все глубже в собственный персональный ад. Причина заключается в творческом кризисе: несколько лет назад Джеймс выпустил не слишком удачный роман, теперь пытается написать следующий — и не может выдавить из себя ни строчки. Поддерживает его (в том числе и финансово) супруга Эм (Клеопатра Коулман). Например, привозит мужа сменить обстановку на курорт в вымышленной бедной стране Ла-Толке.

Территория с бассейнами и ресторанами обнесена колючей проволокой, напоминающей о шаткости сытого комфорта отдыхающих. Роман по-прежнему не пишется, но зато Эм и Джеймс знакомятся с другой парой — Габи (Миа Гот) и Албаном (Жалиль Леспер). Он — архитектор, она — актриса, которая представляется поклонницей таланта Фостера. Габи быстро уговаривает новых знакомых отправиться на пикник за пределами курорта. Вот только на обратном пути Джеймс случайно сбивает местного жителя и оказывается в полиции. Там ему сообщают, что в Ла-Толке существует особая услуга для тех, кому предъявлен смертный приговор. За отдельную плату смертнику создают двойника, который отправляется на казнь вместо осужденного.

© Lenta.ru

Быстро выясняется, что более или менее опасно безобразничать за счет собственных клонов — любимая забава гостей курорта.

Совершенно нет шансов не соотнести творческую траекторию Брэндона Кроненберга с работами его великого отца Дэвида — патриарха боди-хоррора и просто великого режиссера. Сын открыто идет по папиным стопам, увлекается членовредительством на крупных планах и разного рода физиологически неприятными фантастическими допущениями.

Даже Александр Скарсгард, сыгравший главную роль в «Бескрайнем бассейне», неуловимо внешне похож на Вигго Мортенсена — главного из аватаров Кроненберга-старшего эпохи творческой осени. К сравнению подталкивает и тот факт, что Дэвид совсем недавно вернулся к излюбленному жанру — прошлогодние «Преступления будущего» критики и публика практически единодушно восприняли как возвращение мастера в отличную творческую форму.

Впрочем, такого рода анализ сразу наталкивается на очевидные различия. Дэвид Кроненберг — художник старой школы, который любит работать внешне грубо, безукоризненно убедительно, наотмашь. Брэндон, напротив — тяготеет к более приглаженной картинке, работе с разноцветным светом, более или менее конвенциональной живописности кадра.

Из-за этой эстетической разницы «Бескрайний бассейн» хочется поставить в один ряд не с «Преступлениями будущего», а с новейшими сатирическими картинами в диапазоне от «Треугольника печали» до дилогии «Достать ножи».

Этика и технология клонирования, исследование метафизики смерти — все эти замечательные (и отчетливо отцовские) темы быстро уступают место куда более понятным предметам.

Дэвид Кроненберг многократно менял эстетику: на его счету не только фантастика и хоррор, но и фильм про русских бандитов («Порок на экспорт»), двойной квазибайопик Фрейда и Юнга («Опасный метод») и даже молодежная мелодрама с Робертом Паттинсоном («Звездная карта»).

© Lenta.ru

Однако неизменным камертоном его фильмов всегда было отчетливое стремление заглянуть за горизонт эволюции, попытаться рассмотреть, куда ведут многочисленные мутации — биологические, социальные, психологические. Любая жанровая схема в его руках была лишь инструментом исследования, а центром фильма был эксперимент как таковой. Кроненберг-младший, вероятно, не мог не поддаться влиянию отцовского наследия. Об этом говорит и образный ряд (сочащаяся слизью грудь, оплавленные маски, которые носят герои), и выгодно выделяющий его на современном фоне вкус к фантасмагорическим сюжетам.

Что ж, первые несколько минут «Бескрайнего бассейна» — лучшие в фильме. Голоса в темноте несут смутно тревожную ерунду, а затем — кадры идиллического пляжа угрожающе закручиваются по часовой стрелке. Темп вращения подобран идеально — голова кружится, зрителя затягивает в глубину кадра, некоторых может всерьез укачать. Однако кинетической энергии этого пролога хватает только до середины. Когда мотор картины начинает глохнуть, становится очевидно, что автор не ищет никаких прорывов, а сосредоточен на двух темах — изобличении бездушных (в контексте фильма — буквально) состоятельных циников и развернутой метафоре мук художника, находящегося в творческом кризисе. Вторая тема, по всей вероятности, выстрадана — Кроненберг-младший снимает редко. «Бескрайний бассейн» — всего лишь третий фильм 43-летнего режиссера.

Творческий тупик здесь парализует разум и логичным образом приводит к рождению многочисленных фантазмов — не слишком, пожалуй, изобретательных, но прочувствованно болезненных.

Здесь очередной актерский подвиг пытается совершить Скарсгард — актер, который явно вошел во вкус борьбы с собственной героической внешностью. Его герой дважды писает в кадре, хромает, скачет в ошейнике, несколько раз гибнет и избивает лежачего — занимается вещами в разной степени неприличными и даже омерзительными, но все равно остается романтическим красавцем, угодившим в дурную компанию.

© Lenta.ru

Возглавляет компанию героиня Мии Гот — новой королевы мира хорроров, которая и здесь отвечает за самые леденящие эпизоды. Однако окружающая ее шайка — очередная карикатура на зажравшихся капиталистов, которые на сей раз в качестве деликатеса (привет, «Меню») выбрали собственную кровь. Обличительный пафос, однако, звучит не слишком вдохновенно. Кажется, что Кроненбергу было неловко выстраивать свой хоррор вокруг творческих потуг и он решил прикрыть их разговорами о важном. Разговор этот, увы, получается механическим — будто режиссер в процессе съемок устал и доверил заканчивать фильм собственному клону. Отличный, кстати, может получиться сюжет для следующей картины.

Фильм «Бескрайний бассейн» (Infinity Pool) вышел на Amazon Video