Зал ожидания: почему Фрейндлих не сыграла главную роль в «Вокзале для двоих»
«Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов считал третьим фильмом своей «Трилогии о любви» после «Иронии судьбы» и «Служебного романа». По словам режиссёра, эти фильмы объединяла общая тема – «как в нашей стремительной, изменчивой, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень-то везучих человека находят друг друга». При этом Рязанов был бесконечно удивлён, что снятую картину публика восприняла как мелодраму и даже рыдала во время просмотра. Как же задумывалась культовая картина и почему она получилась более грустной, чем остальные? Общий вагон Мало кто знает, что в основу сюжета знаменитого фильма легли две реальные истории. Первая произошла со знаменитым советским композитором Микаэлом Таривердиевым. Они с Людмилой Максаковой, с которой в 60‑е годы у Таривердиева был роман, как-то ночью ехали в автомобиле. Таривердиев пустил актрису за руль своей «Волги». Неожиданно из-за кустов на проезжую часть выскочил человек. Максакова не успела затормозить, мужчина погиб… Позже выяснилось, что он был пьян. Таривердиев не раздумывая пересел за руль и взял всю вину на себя. Длительные судебные разбирательства растянулись на два года. Максакова спокойно появлялась на суде в качестве свидетельницы, а с одного из заседаний вообще уехала с друзьями. Таривердиев был потрясён. На нервной почве у даже него начали отниматься ноги. В итоге его всё-таки осудили на два года условно и отпустили по амнистии. С Максаковой он больше не общался. Когда Рязанов снял свой «Вокзал для двоих», знаменитый композитор, говорят, был очень обижен, что режиссёр сделал его личную драму достоянием общественности. Вторая история произошла с известным поэтом Ярославом Смеляковым, трижды сидевшим в сталинских лагерях. В 53‑м году, после смерти вождя, порядки стали чуть мягче и поэта отпустили навестить будущих известных сценаристов Валерия Фрида и Юлия Дунского, которые жили на поселении в нескольких километрах от зоны. К утренней поверке Смеляков должен был стоять в строю. Опоздание приравнивалось к побегу и влекло увеличение срока. Встретившиеся коллеги на радостях изрядно выпили и проспали час подъёма. В итоге Фрид с Дунским буквально волоком тащили Смелякова до лагеря, чтобы успеть к утренней поверке. Эти две истории, а также давнее желание снять фильм о вокзальной официантке и сподвигли Рязанова взяться за сценарий трагикомедии «Вокзал для двоих». Сама, сама… Правда, изначально главная героиня виделась авторам 18-летней девушкой – сияющие глаза, никакого развода, ребёнка, усталости. О том, чтобы предложить эту роль Гурченко, Рязанов и не помышлял. После блестящего дебюта актрисы в «Карнавальной ночи» они не общались почти 20 лет. Правда, Рязанов пробовал Гурченко в паре с Вячеславом Тихоновым на главную роль в «Гусарской балладе». Но сыграла она, по словам режиссёра, тогда неважно. Неудачей закончились и пробы Гурченко на роль Нади Шевелёвой в «Иронии судьбы». Вместе с ней на Женю Лукашина пробовался Андрей Миронов, с которым у актрисы после «Соломенной шляпки» и «Небесных ласточек» был сыгранный дуэт. В итоге оба, по словам Рязанова, выдали комедийную миниатюру, которая слабо вписывалась в концепцию будущей картины. Вновь они с Гурченко встретились спустя долгие годы на съёмках телепрограммы «Музыка и песни из фильмов Эльдара Рязанова». После этого режиссёр, по его словам, открыл свою бывшую звезду заново. В результате написанную для 18-летней актрисы роль переписали под Гурченко, которая была прекрасно знакома с провинциальной жизнью и, по сути, сама была женщиной с окраины. Рязанов признавался, что с трудом представлял в роли Веры другую актрису. «Алиса Фрейндлих сыграла бы её замечательно, но ей пришлось бы перевоплощаться. А Гурченко чувствовала здесь себя в своей стихии. «А ну, отвали!» – это экспромт актрисы на съёмке. Фрейндлих вряд ли сказала бы такое по причине своего воспитания. Потому что она не воровала с прилавков овощи, чтобы выжить», – делился Рязанов. На роль пианиста Платона Рябинина изначально планировался Олег Басилашвили. Сам Рязанов любил шутить, что произошло это во многом благодаря расписке, которую он в своё время написал Басилашвили, обязуясь снимать его во всех своих картинах. «А потом я подделал его подпись и написал от его имени другую расписку: если он не будет снимать меня, он всё равно обязуется выплачивать мне гонорар. Я ему эту расписку предъявил. И пригрозил, что выставляю его на счётчик. От чего он пришёл в тихий ужас», – делился с нами сам Олег Басилашвили. Однако на самом деле роль изначально писалась под знаменитого актёра. Во время съёмок Олег Басилашвили почти целый месяц провёл в настоящей колонии. Поначалу заключённые встретили его враждебно. Но Басилашвили сумел изменить отношение к себе. Как вспоминали позже заключённые, он даже делился с ними едой. А ты чё натворил? Съёмки фильма начинались с финальных сцен в колонии – уходила зима и нужно было успеть снять натуру. Это, по мнению Эльдара Рязанова, отчасти и повлияло на общий тон картины, сценарий которой изначально был написан в немножко облегчённой манере. До совместной работы в «Вокзале» Гурченко и Басилашвили даже не были знакомы. А им предстояло играть сцены, где герои уже любят друг друга. Сближение происходило постепенно. «Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр: зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой», – вспоминала Людмила Гурченко. Но больше всего они сблизились во время съёмки одной из любовных сцен. Интеллигентного Олега Басилашвили категорически не устраивало, как эта сцена была прописана в сценарии. «Мне казалось, что она написана литературно, фальшиво, а речь шла о близости и нежности между мужчиной и женщиной», – вспоминал он. Однако режиссёр с доводами Басилашвили не согласился. И тогда тот вообще ушёл со съёмочной площадки. «Я думал, что меня заменят. Но через два дня Люся написала мне текст, и она меня угадала. С тех пор мы с ней дружили, хотя до этого я на неё смотрел снизу вверх», – признавался знаменитый актёр. К концу съёмок они, по воспоминаниям Людмилы Гурченко, были уже родными людьми. Никиту Михалкова на роль проводника Андрея Рязанов приглашал тоже без колебаний. Хотя для некоторых идея пригласить на роль жлоба интеллигентного актёра стала неожиданностью. «Ну ничего общего у этого интеллигентного человека с тем быдловатым гражданином, который сейчас на экране», – делилась Людмила Гурченко. По мнению же Рязанова, служивший на флоте Михалков мог похвастаться прекрасным проникновением в народный характер. От совместной работы с Михалковым у Эльдара Рязанова остались самые замечательные воспоминания. «Михалков – идеально послушный актёр, и тут, скажу прямо, ему мало равных. Отношения у нас в то время были идеальные, это сейчас нет никаких», – делился в своё время режиссёр. По мнению Рязанова, он умудрился рассмотреть в тогда ещё интеллигентном Михалкове «кое-что, тогда ещё малозаметное, но потом обнаружившееся в полный рост». …Как признавался позже режиссёр, он даже не предполагал, что «Вокзал для двоих» окажется мелодрамой. И был очень удивлён, когда на премьере зал почти поголовно рыдал. Публика новую картину приняла на ура. «Вокзал» даже был признан фильмом года. В конце прошлого года к 95-летию Эльдара Рязанова картина была выпущена в повторный прокат. И зритель снова потянулся в кинотеатры, чтобы в очередной раз улыбнуться и посочувствовать любимым героям, история отношений которых, похоже, не устареет никогда. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему актёры фильма «Чародеи» не верили в его успех.