На стыке времен: в чем особенность Алексея Балабанова

Алексей Балабанов занимает особенное место в отечественном кинематографе. Его режиссерские работы широко известны, и многие из них стали буквально символами времен.

На стыке времен: в чем особенность Алексея Балабанова
© Сommons.wikimedia.org

Можно сказать, что в большинстве своих картин Балабанов идеально и крайне натуралистично передал всю суть жизни России на стыке XX и XXI веков.

Некоторые его работы буквально отпугивают своей реалистичностью, хотя зритель, чаще всего, в глубине души осознает, что таковой просто и была реальность 90-х или нулевых.

Культовые его картины "Брат" и "Брат 2" прогремели на весь мир, а сам фильм был разобран на цитаты, которые живут в обществе и до сей поры. А Сергей Бодров, сыгравший главного героя этих фильмов, стал настоящим символом своего времени – с такой буквальностью его экранный образ воспринимался благодаря тому, как тонко в фильмах была передана атмосфера 90-х.

© Кадр из фильма

Использование определенных саундтреков, лица, внешние образы, понятия и фразы, которые говорят герои, их поступки, цвет и свет в кадре выдержаны в балабановских картинах таким образом, что зачастую кино можно принять за документальную съемку.

Режиссер нередко снимал очень тяжелые и "прямые" сцены, которые были непривычны для глаз зрителя и вызывали самое настоящее отвращение, однако это тоже можно считать его изюминкой. Зачастую он даже не утрировал в этих кадрах, а всего навсего показывал жизнь с тех сторон, которые обычно привыкли прятать.

Так, его фильм "Груз-200" подсвечивает сразу множество проблем времен развала СССР. Там и вседозволенность сотрудников милиции, и насилие, война в Афганистане, алкоголизм и прочее. Показанные слишком оголенно и прямо пороки вызывают удручающие чувства после просмотра картины и заставляют лишний раз задуматься о том, что происходит с людьми, со страной. По этим же причинам фильм много в каких городах был снят с проката, а некоторые актеры отказывались принимать участие в его съемках. Но при этом всем он участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля и получил приз Гильдии российских кинокритиков на Кинотавре.

© Кадр из фильма

Однако нельзя сводить все творчество Алексея Балабанова к мрачности и тоске. Он отличался еще и гибкостью своих подходов и своего таланта. В его списке работ есть и военные картины (например, "Война", которую уже можно считать забытой, причем совершенно незаслуженно), и мелодрамы ("Мне не больно"), и даже комедии (тут на пьедестал встают легендарные "Жмурки"). Режиссер умел филигранно подойти к выбору актеров, и даже те, кто ничем особенным не отличался в других работах, "выстреливали" в его картинах совершенно гениально.

Кадр дня: как советскому режиссеру удалось посадить самолет на шоссе

Последней работой Балабанова стал фильм "Я тоже хочу", который показал, как недостижимо абсолютное счастье. Многие считают, что, снимая это кино, Балабанов уже знал о своей скорой смерти.

© Кадр из фильма

Режиссер скончался на 55-м году жизни от сердечной недостаточности. Многие из тех, кто знал его, отмечают, что Алексей никогда не стремился к славе или званиям – он просто хотел снимать кино и говорить таким образом с людьми о человеке и о стране.