Войти в почту

Кудесники вокального слова

Отчетный концерт вокальной секции всегда вызывает большой интерес публики. Семен Скигин, выдающийся пианист-аккомпаниатор, педагог мастер-курса 2023, поделился впечатлениями о работе с молодыми певцами. Нынешний фестиваль проходит с 15 по 28 февраля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ. Дмитрий Вдовин, неизменный художественный руководитель вокального департамента сочинского фестиваля, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра, профессор Академии хорового искусства и его коллеги Марина Мещерякова, сопрано, педагог, основатель международной компании M-Stage Production; Семен Скигин, профессор по классу аккомпанемента в Высшей школе музыки им. Ханнса Эйслера (Берлин), художественный руководитель музыкального фестиваля в Дрездене, вице-президент и художественный руководитель Берлинского салона; Евгений Горемыкин, хореограф, преподаватель Лондонской школы русского балета провели мастер-классы певцам. Семен Борисович Скигин - партнер по сцене многих выдающихся вокалистов, мастер фортепианного туше в вокальном ансамбле, знаток и ценитель поэзии. Его класс во время занятий с участниками нынешней сессии музыкальной академии был полон слушателей, которые внимали священнодействию мастера. Фото автора: Семен Скигин занимается в классе Семен Борисович, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сочинском пребывании. "Встреча молодежи — это не только приход на поклон к большим учителям, это ещё общение между собой. Мне радостно, что они сидят, слушают друг друга. Я не учу каждого, как он должен и в каком месте громче или тише петь, быстрее или медленнее. Я учу общению с музыкой, с текстом. Этот рецепт, который я дарю всем, действительно универсально подходит к ним. Я пытался показать им какие-то навыки, подсмотренные мною за всю мою долгую творческую жизнь. Я учу обращению с русским языком, потому что для меня романсовое творчество в первую очередь — это реакция композитора на первоклассную выбранную нами для этого курса русскую поэзию. Общение с поэзией - это особый подход, к которому, к сожалению, у вокальных педагогов нет времени посвятить себя. У нас есть два великих композитора, Сергей Рахманинов и Николай Черепнин, 150-летие со дня рождения обоих отмечается в этом сезоне. И есть великая русская поэзия, которая стоит для меня здесь сегодня во главе угла. Ребята талантливые, молодые, с красивыми голосами. Но, самое важное, открыть им глаза и уши на то, что они поют, на эти слова и прекрасный русский язык. Пение - это не издавание звуков, а то и каких-то диких воплей, криков. Это момент душевного откровения, а его можно достичь только в согласии и единении слова и мелодии. Если ребята поют только мелодию и только ориентируются на акценты, которые вынужден писать композитор, потому что лучшей системы записи еще не изобретено, то в этот момент я могу сказать им: "открой глаза на русский язык, скажи это по-русски". Спеть по-русски - это стоит у меня во главе угла. Потом из мелодии и стиха, этого сырья, что дарует композитор, ты можешь выявить свое отношение. Ведь нельзя войти дважды в одну воду и нельзя дважды сказать одну фразу одинаково. Поэтому умение отреагировать, сказать фразу - важнейшее. И потом уже, конечно, идут большие драматургические задачи исполнения. Я не в обиде на моих коллег, вокальных педагогов, потому что у них забот полон рот. Надо научить людей петь в первую очередь. Если ты не умеешь петь, самое лучшее понимание литературы и поэзии не будет реализовано. Этому я и учу на своем курсе. Я рад, что два выдающихся вокальных педагога Дмитрий Вдовин и Марина Мещерякова параллельно лелеют и холят молодых ребят. В первую очередь они полируют и ограняют голоса. Ко мне приходят отобранные ребята хорошего уровня. Я вижу в этом прекрасное объединение технически замечательных педагогов, которые все могут и то, что мы делаем здесь. Это наше единение отражает сочетание и соотношение педагогических обязанностей, которые сопутствуют молодым людям на первой стадии развития. Фото автора: Анна Юркус и Николай Едукин на концерте Семен Борисович, для школы были выбраны два представителя русского романсового творчества, Черепнин и Рахманинов. Вы много говорите о строгости рахманиновского стиля. Строгость Рахманинова - не мое открытие. Достаточно просто включить его запись собственной музыки. Ты удивляешься, насколько он в своей целомудренной строгости исполнения в своей суперромантической музыке велик! Есть тенденция, каждый пытается преподнести к Рахманинову свое романтическое представление, какой-то разгул эмоций. Мне кажется, что не отвечает его каким-то представлениям. Я рассказывал, что смотрел фильм о Третьем концерте Рахманинова. Там в основном играли дамы. Просто вылезали из платьев в романтическом экстазе, а потом как-то я ради любопытства взял запись Рахманинова и понял, что это неправильно. Я ощутил эту музыку совсем иной. Они имеют право на такое исполнение, но оно в известном смысле должно иметь ввиду желания Рахманинова. Если бы он был просто композитором, который в тише кабинета записывал свои желания на нотной бумаге - это одна история. Но Рахманинов был общепризнанный величайший пианист своего времени. Надо хотя бы не передергивать, не копировать, а принять к сведению манеру и стиль Рахманинова. Он четко выразил свои пожелания не только нотной записью, но ещё и исполнениями. Слава Богу, что они существуют. Я сам грешен и, честно говоря, в молодости этим грешил. Пытался показать свою музыкальность и одаренность - это все суетное. То, что Рахманинов целомудренно строг - это правда. Я пытаюсь это донести моим замечательным, потенциально обещающим очень высоко вознестись, коллегам-пианистам, Николаю Едукину, приглашенному в Молодежную программу Большого театра, и просить их: давай построже будем с Рахманиновым. Хотя я сам приверженец романтического исполнения, был грешен, теперь несу ответственность за грехи других. Фото автора: Семен Скигин Вы очень полюбовно находите общий язык с каждым участником, не зажимаете их, они мгновенно чувствуют это. Мы же живем вместе, мы одна семья. У нас должна быть одна группа крови, мы должны любить друг друга. Хорошая счастливая семья рождается только во взаимной любви, поэтому я люблю очень певцов, это для меня близкие люди. Я сейчас заканчиваю статью и все, что я пишу, это все правильно, но это невозможно без высокой эмоциональной отдачи и без настоящей подлинной любви друг к другу." Настоящий кудесник поэтического слова в искусстве романса Семен Борисович на всех встречах с участниками не уставал провозглашать Федора Шаляпина непревзойденным примером. Профессор учил ребят стремлению чувствовать и отзываться на слово, как это делал Федор Иванович. Молодые певцы жадно впитывали знания и вышли на сцену в финальном концерте, наполненные новым опытом. Они стали сами чуть-чуть кудесниками русского вокального слова, среди них: Максим Лисиин, Роман Коллерт, Анна Юркус, Демьян Ануфрак, Наталия Джамшанашвили, Анастасия Егорова и другие. Сам маэстро Семен Скигин аккомпанировал певцам в заключении вечера. Дмитрий Вдовин, художественный руководитель вокального департамента сочинского фестиваля искусств, по окончании вручил участникам памятные дипломы.

Кудесники вокального слова
© Ревизор.ru