Войти в почту

Лихие, но памятные: прозаик Константин Закутаев издал роман, живописующий Вологду в 90-е годы прошлого века.

В книге «Лёха» (18+) читатель увидит все характерные черты лихих 90-х: взлёт преступности, военные операции на Кавказе, бедность быта и отчаянно желание молодых людей жить и любить вопреки всем испытаниям эпохи. Автор рассказал «Вологда. РФ» о работе над романом.

Лихие, но памятные: прозаик Константин Закутаев издал роман, живописующий Вологду в 90-е годы прошлого века.
© Вологда.рф

- Где вы сами жили в 90е годы, чем занимались, и помог ли ваш личный опыт в работе над романом?

- Сам я к середине 90-х стал курсантом Академии МВД в Санкт-Петербурге. После выпуска, в 1998 году, служил в уголовном розыске, опером в Великом Устюге. Затем перевелся в областной УБОП, в так называемый «бандитский отдел». Весь свой личный опыт - бокс, подработка охранником в ночных клубах, служба в оперативных подразделениях, командировки в Чечню, госпитальное лечение и личное знакомство со многими участниками тех драматических событий - все это в тексте. Это очень типичная история жизни любого парня того времени. Без красивой медийной подсветки, без рисовок и поз. Молча. Как пел в те годы Александр Яковлевич Розенбаум: «Если надо, значит надо. Значит так и будет». Надо с друзьями по секции бокса пойти на «стрелку» - пошли. Пришла повестка в армию - поехали. Попал в «замес» - не повезло. Девчонка не дождалась из армии - не скули. Это не всегда правильно, но всегда подкупает.

- Почему Вы решили обратиться именно к 90-м годам и почему именно в Вологде?

- Молодость. Это были лучшие годы, несмотря ни на что. Голодные, холодные и криминальные, но яркие. А что касается именно Вологды... Когда я перевелся из уголовного розыска в подразделение по борьбе с организованной преступностью, то первое, что мне дал изучать начальник - это дело о «стрелке» в парке Мира в 1996 году. Это была отправная точка истории организованной преступности в областной столице (как и в большинстве крупных городов бывшего СССР). Тогда произошла кровавая разборка между «спортсменами» и адептами, как сказали бы сейчас, движения АУЕ* (арестантский уклад един, запрещенная в РФ организация). Со стрельбой, с ножевыми, с трупами. Для большинства населения Вологды все это проходило незаметно, без отголосков, но в подледном мире криминала страсти кипели нешуточные и страшные.

- Есть ли у героев прототипы/прообразы, и, если да, то как они отнеслись к своему появлению в книге? Можете ли раскрыть некоторые соответствия герой-реальный человек?

- Все образы собирательные. Даже главный герой, позаимствовавший имя у героя России Алексея Чагина, впитал в себя огромное количество частичек судеб тысяч молодых людей из 90-х.

Для меня мотивационным импульсом послужила история этого офицера. Он был выпускником гражданского вуза (со схожей биографией спортсмена из 90-х), добровольно надевшим офицерские погоны и вызвавшимся служить в зоне боевых действий. Попав в засаду перекрестного огня, он сумел вырваться, но вернулся в бой, чтобы спасти оставшихся товарищей, понимая, что его ждет. В итоге потерял обе ноги, не утратив при этом железобетонной воли и чувства собственного достоинства. Про остальных прототипов сложно что-то рассказать. Каждый, даже эпизодический персонаж, вобрал в себя фрагменты чьей-то судьбы, элементы характера, внешности или криминального прозвища. Кого-то уже нет в живых, кто-то успешный бизнесмен-депутат-общественник-чиновник, кто-то до сих пор за решеткой.

- В вашем романе изображен ДСО «Труд», много значивший для спортсменов Вологды. Вы сами занимались в нем, а, может, были на соревнованиях?

- Наименование спортивного общество «Труд» я решил оставить в оригинале по двум причинам. Пусть хотя бы оно в книге останется, если уж не получилось его сохранить. А во-вторых, в знак уважения к тысячам спортсменов, прошедших эту школу единоборств. Многие из них мои друзья или хорошие знакомые. Выступать в его стенах мне не приходилось. Большая часть моей спортивной карьеры (очень скромной) прошла в ДСО «Динамо» в Санкт-Петербурге.

- Расскажите, пожалуйста, как вы начали писать прозу? Что к этому подтолкнуло?

- В определенный период жизни у меня было много свободного времени. А самым ярким и тяжелым событием для меня стала крайняя командировка в г. Грозный в 2001 году. В то время я, в составе оперативной группы, занимался раскрытием подрыва нашей следственной группы. 5 мая 2001 года в ходе проведения следственных мероприятий был совершен теракт, в результате которого погибли лейтенант Фролов и майор Беспалов, еще трое сотрудников вологодского УВД получили тяжелые ранения. Работая по преступлению, мы освободили двух пленных солдат, изъяли большое количество оружия и задержали исполнителей этого теракта. Это была серьезная оперативная разработка, сопряженная с риском для жизни. Сделали это простые вологодские опера. Спустя десять лет, увидев схожесть нашего сюжета с романом Владимира Богомолова «В августе 44-го» (12+), я решил поделиться этой историей со всеми. Так, в свет вышла книга "Чеченский детектив" (18+). В общем, начав писать, я уже смог остановиться.

- Каких книг, по вашему мнению, сейчас не хватает в литературном процессе России?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Я далек от идеологических разборов. Я пишу не про события. Я пишу про людей. Про эмоциональную составляющую. Лично мне всегда хватает книг для чтения. В конце концов, существует вечно актуальная классика русской и мировой литературы. Назвать конкретных писателей - для меня это значит кого-то не назвать. Одно могу сказать точно: чтение - это лучшая тренировка головного мозга. Человек сам решает, что ему по душе, Достоевский или Донцова, как бы банально это не звучало.