Войти в почту

«Россия вас не забудет». Комедии Гайдая стали самыми кассовыми лентами «Мосфильма»

В этом году страна отмечает 100-летие великого комедиографа, народного артиста СССР . Киноленты мастера входят в список 250 лучших фильмов, по мнению авторитетных интернет-сервисов, и по-прежнему бьют рекорды по количеству просмотров на онлайн-ресурсах «Мосфильма».

«Россия вас не забудет». Комедии Гайдая стали самыми кассовыми лентами «Мосфильма»
© На Западе Москвы

Комедии Леонида Гайдая стали самыми кассовыми картинами советского проката. Так, например, «Кавказскую пленницу» в год выпуска посмотрели 76,5 млн человек, а «Бриллиантовую руку» - 76,7 млн.

В 1995 году победила в опросе телезрителей и была признана лучшей отечественной комедией за сто лет. Ее создателя наградили «Золотым билетом» ( приз РТР), правда посмертно. Мастера не стало в ноябре 1993 года, 30 лет назад.

СМЕХ – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Карьера в кино началась для выпускника режиссерского факультета ВГИКа, Леонида Гайдая, на «Мосфильме». Он пришел на главную киностудию страны в 1955 году.

Фото: из личного архива Татьяны Рыбченко

«Уже через год вместе с Валентином Невзоровым снял свой дебютный фильм – драму «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная»», - рассказывает культуролог, жительница района Филевский парк Татьяна Рыбченко. - Молодой режиссер сделал серьезное кино, но один из первых его зрителей, , разглядел в коллеге талант комедиографа и посоветовал работать в «лёгком» жанре».

Учился Леонид Гайдай в мастерской – адепта голливудской комедийной школы. Автор знаменитых «Весёлых ребят» внушил своим студентам, что «разжалобить легче, чем рассмешить». Но Гайдай попробовал, и у него получилось. Позже Леонид Иович любил повторять: «Смех - дело серьезное».

ВЫСОКАЯ ПЛАТА

«Смех мог стоить Гайдаю карьеры», - продолжает рассказ культуролог, - Режиссёр снял сатирическую комедию «Жених с того света». Выйти на экраны в авторском варианте фильм не мог, слишком острым он показался цензорам. После удаления всех неугодных рецензентам сцен картина сократилась по хронометражу до 47 минут». Не помогло даже заступничество директора «Мосфильма» , симпатизировавшего автору «Жениха…», Гайдай был отстранен от работы.

Но Пырьев все же помог Леониду Иовичу вернуться в комедию. Правда, как отмечает Татьяна Рыбченко, Гайдаю пришлось для этого перебороть себя и экранизировать героико-революционную пьесу Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“». О фильме «Трижды воскресший» режиссер вспоминать не любил.

БОЛЬШОЙ УСПЕХ КОРОТКОГО МЕТРА

Кадр из фильма Л. Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» 1961 г.

«А вот о короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс», вошедшей в мосфильмовский киноальманах «Совершенно серьезно», зрители вспоминают до сих пор», - говорит культуролог. - Этот десятиминутный фильм стал бешено популярным, его без конца показывали по телевидению, и даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1961 года». История полюбившихся зрителям героев «Необычного кросса…»: Балбеса – Труса – Бывалого в исполнении Никулина, Вицина и Моргунова потребовала продолжения. Гайдай снял еще одну короткометражку «Самогонщики», а затем разразился потоком искрометных комедий о Шурике. И во всех этих фильмах присутствовала знаменитая троица.

ВАШЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРЕДО?

Кадр из фильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 г.

Леонид Гайдай был мастером эксцентрической комедии, одна из главных отличительных особенностей которой – стремительное развитие сюжета в непредсказуемом направлении. «Для лент Гайдая характерны фарсовые ситуации с оттенком буффонады, его фильмы строятся на действии без лишних слов, а реплики героев превращаются в крылатые фразы. Режиссёр точен в деталях и позволяет актерам импровизировать. В похожем жанре работают Луи де Фюнес и », - отмечает культуролог. Гайдай стремился говорить со зрителем коротко, понятно, просто и остроумно, фразы персонажей были отточены до предела, многие ушли в народ: «Ваше политическое кредо? - Всегда! - Россия вас не забудет!» (), «Меня терзают смутные сомнения…» (), «Наши люди в булочную на такси не ездят!» («Бриллиантовая рука»), «Птичку жалко!» («Кавказская пленница») и многие другие.

Кадр из фильма Л. Гайдая «12 стульев» 1971 г. Режиссер в роли архивариуса Варфоломея Коробейникова.

ВЫБОР ГЕРОЯ

Гайдай был мастером экранизаций, комедиограф перенес на экран Зощенко, Гоголя, , Лассила.

Не все попытки были одинаково успешны, но превратить пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич» в киношедевр режиссеру удалось. Как отмечает культуролог, кастинг на главные роли был долгим. Писался сценарий под , но артист от роли царя отказался.

Пробовались , , , , сыгравший в итоге роль дантиста Шпака, , , и . Роль досталась - только ему удалось «раздвоиться» правдоподобно и сыграть самодержца и управдома так, как этого хотел режиссер.

Не просто дался выбор и главной героини. Зину могли воплотить на экране , , . Но в кадре мы видим повзрослевшую Лиду из «Операции «Ы»...» - уверенную в себе красотку . Роль изобретателя машины времени сыграл экранный Шурик – . Кстати, в этом году «Ивану Васильевичу…» исполняется 50 лет. Полвека картина не сходит с экрана.

Посмотреть бессмертные шедевры мастера, а снимал он их исключительно на «Мосфильме», можно бесплатно в прекрасном качестве в онлайн-кинотеатре киноконцерна. Напомним, что одна из площадей киностудии носит имя великого режиссера. А свой последний приют Леонид Иович Гайдай обрел на Востряковском кладбище в Тропарево-Никулине.

НАШЕ ДОСЬЕ

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии. Учился в Иркутской железнодорожной школе, которую окончил 21 июня 1941 года. А уже 23 июня пошел записываться добровольцем в армию, чтобы бить фашистов. Леонида не взяли, он устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре. Его призвали в армию осенью 1941 года. Службу начал в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт красноармейцем пешей разведки. Отличился в бою за деревню Енкино в Псковской области - забросал гранатами огневую точку противника, за что был награждён медалью «За боевые заслуги» . В 1943 году во время выполнения очередного задания сержант Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжёлое ранение в правую стопу. После лечения, в январе 1944 года, будущий режиссёр был признан инвалидом 2-й группы. Вернулся в Иркутск, где в 1947 году окончил театральную студию при областном драматическом театре, работал актёром и осветителем. В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа. В 1955 году пришел на «Мосфильм».