Войти в почту

"Черти из табакерки": круг претендентов на "Оскар" необычно узок, а безусловных шедевров нет вообще

Очередной, 95-й по счету "Оскар" уже на носу: в воскресенье 12 марта в Лос-Анджелесе объявят новых лауреатов Академических премий. Круг наиболее верных претендентов на победу в этом году необычно узок: безусловных шедевров нет вообще, но есть серьезные удачи и есть фавориты, иной раз странные, явившиеся как черт из табакерки.

"Черти из табакерки": круг претендентов на "Оскар" необычно узок, а безусловных шедевров нет вообще
© Российская Газета

Например, в самые перспективные номинанты неожиданно выбилась компьютерная кувыркалка Дэна Квана и Дэниела Шайнерта "Всё везде и сразу" - залихватская, но вполне легковесная, бездумная и потому для думающего зрителя откровенно скучная. У нее 11 номинаций, ее мировые сборы превысили сотню миллионов долларов; картину считают новаторским симбиозом фэнтези с боевиком на просторах альтернативной реальности, и она рискует не только получить статус лучшей в сезоне, но и отхватить премии за сценарий, режиссуру, спецэффекты и даже за лучшую женскую роль Мишель Йео. В роли космической прачки, путешествующей по мирам, актриса являет чудеса лицедейства и совершенство физической формы. Но эти качества ценятся скорее в цирковых аттракционах, чем в традиционном актерском искусстве, имеющем в виду такие категории, как психология персонажей и переклички экранного действа с реальной жизнью каждого из нас. Ничего этого в фильме "Все, везде и сразу" не предусмотрено - это чисто аттракционное шоу наподобие видеоигр, и актерские качества, которые так великолепно демонстрировала та же Мишель Йео в "Мемуарах гейши", там не востребованы.

Как предрекают эксперты, кувыркалка возьмет все главные премии, кроме награды за лучшую мужскую роль - ее прочат Брендану Фрейзеру в фильме Даррена Аронофски "Кит". Он там играет болезненно тучного 300-килограммового Чарли, тяжело переживающего одиночество и пытающегося восстановить отношения с дочкой Элли. Этот прогноз кажется реалистичным: работа отчаянная, самоотверженная, трагичная, по интонации очень личная.

Вообще, некоторые этого не заметили, но в мировом кино произошла серьезная смена подходов и трендов. Весь прошлый век оно стремилось - вольно или невольно - утверждать некие общие нормы человеческого поведения, красоты, любви и человеческих союзов, иерархию социальных, национальных и расовых слоев. Все это загонялось в стандарты как бы раз и навсегда утвержденной морали. В новом веке доминирующий тренд - понять каждого. Чернокожего парнишки, которого третируют одноклассники. Гея, который не может быть иным, но все равно в чем-то виноват. Девочку, которой некомфортно в своем теле. Толстяка, которого с детства именуют жиртрестом, толстушку, которая не укладывается в стереотипы и считается дурнушкой. Кино активно занимается попыткой понять непонятых. Влезть в их шкуру - и так приблизить к пониманию нас, бездумно жестоких к ближним. Конечно, прорывы к этому кругу тем случались и прежде - "Ночи Кабирии" Феллини, "Скованные одной цепью" Крэймера, "Волосы" Формана, "Филадельфия" Демме…

Но они оставались одинокими голосами в море тотальной стандартизации. А "Кит" вышел уже как веское звено целой цепи нового витка гуманизма, уже поэтому у него много шансов взять "Оскара". Есть, впрочем, и другие мнения: на церемонии BAFTA победил Остин Батлер в роли Элвиса Пресли, на "Золотом глобусе" - тот же Остин Батлер и Колин Фарелл в "Банши Инишерина".

Кадр из фильмов "Банши Инишерина". Фото: kinopoisk.ru

Да и в главной номинации есть такие фронтраннеры, как "Фабельманы" Стивена Спилберга - нежное воспоминание о его ушибленной кинематографом юности. Или "Тар" Тодда Филда с Кэйт Бланшетт, или "Банши Инишерина" Мартина Макдоны. Наконец, впервые в главной номинации сразу два иноязычных фильма - "На Западном фронте без перемен" немца Эдварда Бергера и "Треугольник печали" шведа Рубена Эстлунда - если бы они победили, случился бы интересный и безусловно заслуженный прецедент, но боюсь, им придется надеяться только на свою номинацию "Лучший иноязычный фильм".

Пылко ожидаемый сиквел "Аватара. Путь воды" Джеймса Кэмерона восхитил гениально придуманным и воссозданным в 3D водным миром, но не поразил оригинальностью фабулы, и он, думаю, может рассчитывать только на призы второго ряда - за изобразительное решение, грим, спецэффекты, звук и т. п.

Кадр из фильма "Тар". Фото: kinopoisk.ru

В понедельник по московскому времени новые лауреаты займут свои места на кинематографическом Олимпе. Наше кино там представлено картинами Сергея Бондарчука, Владимира Меньшова, Никиты Михалкова, аниматора Александра Петрова; дважды номинировался Андрей Звягинцев… Среди небожителей есть подлинные шедевры на все времена, но есть много триумфаторов, о которых уже через год никто не вспоминал. И стоит учесть, что даже эти престижнейшие кинопремии планеты часто отражают не столько художественные качества картин, сколько особенности сиюминутной общественной конъюнктуры.

Кадр из фильма "Элвис". Фото: kinopoisk.ru

Уточню: изложенные здесь прогнозы сделаны на основании анализа мировой прессы и не отражают моих предпочтений. Своих личных "Оскаров" я бы распределил так: лучший сценарий - "Банши Инишерина", лучший актер - Брендан Фрейзер ("Кит"), лучшая актриса - Кейт Бланшетт ("Тар"), лучший оператор - Линус Сандгрен ("Вавилон"), лучшая музыка - Джастин Гурвиц ("Вавилон"), лучший режиссер - Дэмьен Шазелл ("Вавилон"), лучший фильм - "На Западном фронте без перемен".