К 70-летию композитора Александра Раскатова
«Современная музыка – та, что со своим временем рождается и со своим временем умирает, она в этом смысле не переживает время. А настоящая музыка – вне времени», – говорил в интервью музыковеду Анне Амраховой композитор Александр Раскатов, дорожащий, с его собственных слов, состоянием внутренней свободы, «правом на месседж» и подчеркивающий, что «своей музыкой ничего никому не должен». 9 марта 2023 композитору-одиночке с отчетливым и узнаваемым почерком исполнилось 70. «Глобальная проблема заключена в том, что в XX веке, в результате многих причин, произошла тотальная дегуманизация искусства и, в частности, музыки. С одной стороны существует музыка, которая обслуживает интересы миллиардов людей, с другой – есть элитное искусство для кучки снобов. И тот и другой вид равно далеки от истинных человеческих ценностей. Цель музыки не в том, чтобы написать лучше, чем сосед по лестничной клетке, но и не в том, чтобы миллионы людей под нее дрыгались. Нужно искать узкий путь к спасению, и каждый находит его сам», – считает Раскатов. «Я старомоден? Возможно. Поэтому я, подобно Дьёрдю Куртагу, мог бы сказать: “Я НЕ ПИШУ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ“. (Это он мне однажды по телефону высказал). Конечно, это небольшая провокация с моей стороны. Действительно, так оно и есть, если видеть в музыке только сумму церебрально-аналитических нанотехнологий. Это не мой путь». С 3 по 16 марта в Голландской национальной опере идут премьерные показы новой оперы Александра Раскатова «Скотный двор» по Джорджу Оруэллу: совместный проект с Венской государственной оперой, итальянским Театром Массимо и Финской национальной оперой, совместное (Александр Раскатов и Иэн Бёртон) либретто, режиссер – Дамиано Микьелетто, музыкальный руководитель – Бассем Акики, художник-постановщик – Паоло Фантин, художник по костюмам – Клаус Брунс, хореограф – Томас Вильгельм. Ген



Запись К 70-летию композитора Александра Раскатова впервые появилась Музыкальное обозрение.