Войти в почту

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 46-я: "Күк капусы ачылганда"

Как актер-неудачник пытался сыграть Тукая

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 46-я: "Күк капусы ачылганда"
© Реальное время

Фильм "Күк капусы ачылганда" нелегко найти на официальном канале "Татаркино" — там он выложен под названием "Небесные врата". Эта картина, где актеры, режиссеры, драматурги, даже журналисты играют сами себя, а главный герой ходит за советами к Тукаю.

Шанс для неудачника

Фильм 2013 года немного повторяет элементы картины "121" 2007-го: в нем съемки тоже проходили в номерах "Булгара". Только если Салават Юзеев снимал в здании, которое предназначалось для сноса, то — уже в восстанавливаемом объекте.

Но в "Күк капусы" сюжет извилистее. Его главный герой — актер Мират Бурганов (). Он играет ничтожные роли, вроде зайцев, к тому же постоянно опаздывает, потому что постоянно помогает всем, кто попадается на его пути. Даже жена от него ушла, чтобы забрать трехкомнатную квартиру. Так что Бурганов живет в общежитии. Во время провального спектакля его замечает молодой режиссер Ильгиз Саттаров () и предлагает роль в спектакле (роль драматурга исполняет автор многочисленных сценариев и пьес ). Причем роль Тукая. А роль Зайтуны он дает его бывшей жене Сагдие Бургановой (). Она главная актриса театра, любовница главного режиссера. Его, кстати, отлично играет главный режиссер Кариевского . Прямо жалко, что такой талант так редко видишь в кино.

В общем, все на своих местах, хотя актеры временами чрезмерно театрально изображают представителей своих профессий. Зато можно увидеть театрального художника , который порой немножко говорит по-русски. Все как в жизни. Единственный, кто идет дальше, по замыслу сценаристов (это Рабит Батулла и Фарид Давлетшин), — Алмаз Сабирзянов. Он в этом фильме Тукай.

За консультациями — в "Булгар"

Бурганов, сходив в музей поэта, почитав о нем труды Наки Исанбета, Сибгата Хакима, Ахмеда Файзи в библиотеке (библиотекари тоже снимаются настоящие), очевидно, в растерянности. Увидев над памятником поэту в сквере Тукая что-то вроде сияния, Мират исполняет свою мечту — встречается с героем в номерах "Булгара". Тукай не просто беседует с ним, а практически читает иммерсивные лекции.

К примеру, подробно объясняет строчки "Черек милләт өчен сынмас терәк сез; Тугыз корбан суеп алган теләк сез" ("Вы — ослабевшей нации опора. За девять жертв нам дали вас не скоро"): это жертвы народа за 1000 лет истории. Мы видим, как он встречается с замужней обожательницей Гаухаршат Ахтямовой, которая хочет стать его спонсором, но Тукай отвергает ее предложение. Видим общение с официальной главной любовью Зайтунойва). Словом, Тукай — это интеллигент высшей пробы.

Разумеется, с таким консультантом у Бурганова отлично получится сыграть. Бывшая жена вылетит из состава, а свою Зайтуну он встретит на улице.

Для Батуллы этот сценарий стал выжимкой из его творчества, посвященного Тукаю. Любопытно, кстати, что у писателя, который, кажется, записывает все подряд, сохранилось воспоминание, что упомянутый Файзи, автор романа "Тукай", требовал, чтобы молодой Батулла ничего о его герое не сочинял.

В итоге же Рабит-абый сначала создал роман "Кылдан нечкә, кылычтан үткен" ("Острее меча, тоньше струны") о последних днях поэта, потом сам же поставил по этому материалу (пьеса "Сират күпере", "Мост Сират") спектакль в Тинчуринском. Потом был роман и сценарий многосерийного фильма "Апуш-Тукай". И наконец, эта картина.

В ней много мелодраматизма, мало вывертов сюжета — вероятно, если бы это была драма про самого Тукая, то он женился бы на Зайтуне, купил себе дачу в районе Среднего Кабана, а революции вообще бы не было. Но уже хорошо то, что в кинопоэте чуть меньше бронзы. А театральные актеры не стесняются показывать свой неприглядный закулисный мир.