Войти в почту

С чем связана новая мода на винил?

В России за 2022 год в 1,5 раза вырос спрос на виниловые пластинки по отношению к 2021 году. А по отношению к 2020-му — почти в четыре раза. То есть тенденция налицо. Это данные аналитического ресурса «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» — крупнейшего оператора фискальных данных страны, который ежедневно обрабатывает до 55 млн кассовых чеков. То есть пластинки, которые продаются мимо кассы, тут не учтены, а значит, спрос еще выше.

С чем связана новая мода на винил?
© BFM.RU

Точных данных, сколько пластинок покупается из рук в руки, нет. Но, судя по разнице в цене, теневой рынок винила должен быть немалым. Сотрудница Business FM Яна Хоббихожина коллекционирует пластинки давно и хорошо понимает разницу.

Яна Хоббихожина сотрудник Business FM «Новые альбомы можно купить в диапазоне от 2,5 тысячи до 5 тысяч рублей и выше. Поэтому я выбираю для себя формат покупки винила на блошиных рынках. К примеру, альбом Pink Floyd 1988 года на маркетплейсе стоит от 3 тысяч до 3,5 тысячи рублей, а на блошином рынке я купила точно такой же альбом за 2,5 тысячи рублей. И речь не о пластинке советской фирмы «Мелодия». А сколько на рынке таких».

Если говорить о самом всплеске интереса к винилу, то группа Metallica недавно даже купила целый завод по производству пластинок. И да, это, конечно же, особые ощущения от того, что музыку можно держать в руках. Это конверт с обложкой. Это тряпочка, которой протирают пыль с пластинки. Это особый звук. Это ритуал.

Но есть и менее очевидные причины роста спроса на винил. Как ни странно, но диджеи, которые на этот спрос явно оказывают влияние, говорят, что в современной электронной музыке есть вещи, которых просто не найти в цифре. Продолжает ведущий программы Intelligence Sounde на Megapolis Юрий Абрамов:

Юрий Абрамов ведущий программы Intelligence Sounde на Megapolis «Выпускается уникальная электронная музыка, которую можно не найти на цифровых носителях, а можно найти только лишь на виниловом носителе. Это удивительно, но в то же время я считаю, что абсолютно обоснованно, потому что звучание винила — это звучание винила, и это очень хорошо. Спрос мои коллеги, конечно же, поднимают, потому что пока есть места, где установлены виниловые пластинки, а они есть, то, соответственно, конечно же, мои коллеги, и я в том числе тоже, будут закупать обязательно виниловые носители».

Понятно, что, как только винил с эксклюзивом попадает в чьи-то руки, это тут же может уйти в Сеть. Но сначала же этот винил нужно купить.

За спросом на этом рынке растет и предложение. В том числе и в России. Многие музыканты задумались или уже выпускают свои альбомы на пластинках. Ранее музыкант Алексей Кортнев в эфире Business FM говорил, что винил — это прекрасно, но музыка, изначально записанная в цифре, звучит не так, как то, что писали на пленку, а потом перекладывали на пластинки. Однако с этим утверждением готов поспорить саунд-продюсер Андрей Smash:

Андрей Smash саунд-продюсер «Мы так делали, и если ты выпускаешь на виниле, ты просто делаешь другое сведение, другой мастеринг под винил. И все эффекты делаются в цифровом виде сейчас, практически неотличимые. Как режиссеры снимают — некоторые любят на пленку снимать, а некоторые любят на цифру. В итоге у них в принципе получается очень похоже, но они видят в этом разную глубину, видят отличительные моменты. Но для творца это может иметь большое значение».

Эти слова подтверждает и Варвара Краминова — солистка группы «Хадн дадн», имеющей опыт записи альбомов на виниле в современной студии:

Варвара Краминова солистка группы «Хадн дадн» «У нас уже два альбома на виниле. Мы делали все в Ableton в компьютере, туда прописывали какие-то живые инструменты, и потом это все сводили и мастерили специально для винила. И могу точно сказать, что тот винил, который мы выпустили, звучит как настоящий винил».

А вот группа «Комсомольск» записала альбом в аутентичной ламповой питерской студии на ту самую пленку. Вокалистки «Комсомольска» Арина Андреева и Даша Дерюгина признают: на выходе простому человеку эти записи не отличить от тех, что были записаны в цифре, но потом правильным образом обработаны под винил. Но запись на пленку оказывает эффект на самих музыкантов и в итоге на конечный продукт, говорят Арина и Даша:

— Запись на пленку аутентичная, она все-таки нужна для того, чтобы именно зафиксировать ту аналоговую грязь, которая, собственно, и красит музыку. И дает этот специфический звук.

— В пленке изначально очень сужена палитра того, что вы можете сделать, потому что на пленку нельзя перезаписывать, допустим, много раз, потому что физически она истончается от этого и теряет свои магнитные и волшебные свойства. Поэтому нужно себя контролировать на самом-самом раннем процессе записи. Это сильно, конечно, влияет на весь процессы работы, от начала до конца.

— Потому что отсеивается много лишнего в процессе работы, и ты понимаешь, что действительно важно для этой песни, а что ненужная шелуха.

Но вкусы у всех разные, и у каждого музыка своя.