Войти в почту

В Саратовской консерватории состоялся концерт Архиерейского мужского хора

18 апреля в рамках проекта «Верни меня России, Боже!», реализуемого Саратовской консерваторией при финансовой поддержке «Фонда наследия русского зарубежья», в Большом зале состоялся концерт Архиерейского мужского хора саратовской митрополии (регент Александр Занорин, помощник регента Константин Кишов, хормейстер Александр Статник). В программу вошли произведения русских композиторов, которые были вынуждены покинуть Россию в годы революции и гражданской войны: С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, Н.Н. Кедрова, М.Е. Ковалевского, К.Н. Шведова, Б.М. Ледковского. Большая часть перечисленных фамилий известны любителям хоровой музыки во всем мире, но до сих редко исполняются на родине. После эмиграции духовная тема в их творчестве заняла центральное место, а в основу значительной части произведений лег русский средневековый знаменный распев, что и придает им особую окраску и узнаваемость. Особое место в концертной программе заняла тема прошедшей в минувшее воскресенье Пасхи. Текст из Священного Писания «Христос воскресе из мертвых» прозвучал трижды: в Пасхальном тропаре, произведении А.Т. Гречанинова «Единородный Сыне» и в финальном «Да воскреснет Бог и посрамятся врази Его» Б.М. Ледковского. Произведения этих композиторов — не случайный выбор в рамках проекта, поскольку оба они работали в новом для своего времени жанре синодального распева, суть которого заключалась в объединении традиционного знаменного распева и новой композиторской техники, например, включения в вокально-хоровую ткань полифонических приемов. Подобные примеры неординарного проявления композиторской мысли в целом характерны для начала XX века, но в строгом каноническом пространстве русской духовной музыки это было смелым новаторством. С этой точки зрения нельзя обойти творчество С.В. Рахманинова, известного российской публике больше по светским произведениям. Ведущая концерта профессор И.В. Полозова привела цитату известного исследователя русского церковного пения И.А. Гарднера о том, что Рахманинов мог бы оказаться основоположником новой школы духовного композиторства, продолжающей и развивающей далее основы, заложенные Кастальским — русским композитором и хоровым дирижером, собирателем музыкального фольклора, пик творчества которого пришелся на конец XIX века. Именно С.В. Рахманинов возрождает жанр духовного концерта, столь популярного в екатерининскую эпоху. Любопытно, что свой первый духовный концерт Рахманинов создал в непростое для него время, после провальной премьеры первой симфонии, на текст кондака «Молитва к неусыпающей Богородице». Значительную часть программы составили славословия, тексты которых основаны на цитатах из Священного Писания: «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа с небес», а также — на тексты евхаристического канона «Милость мира», «Достойно и праведно», «Тебе поем», «Достойно есть». Известные тексты, положенные на музыку начала XX века, слушаются несколько иначе. Им присуща одновременно и аскетичность древнерусского пения, и характерная для эпохи полнота звучания, которую Архиерейский хор прекрасно выдерживает. Многолетнее совместное служение, глубокое проникновение в текст и вдумчивая интерпретация музыки дают впечатляющий эффект. К слову, в декабре 2023 Архиерейский мужской хор саратовской митрополии отметит свой 20-летний юбилей. Пожелаем коллективу «многая лета» и столь же прекрасных выступлений!

В Саратовской консерватории состоялся концерт Архиерейского мужского хора
© Новости Саратова