Войти в почту

Фильм Александра Довженко «Земля» и музыка раннего русского авангарда (28 апреля 2023, Камерный зал МГАФ)

28 апреля 2023 в Камерном зале Московской филармонии состоится концерт абонемента № 149 «Звуковая дорожка – немые фильмы» (Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль, лектор Рауф Фархадов). Прозвучат: Септет (Камерная симфония) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса (1927) Гавриила Попова, Фортепианное трио № 1 (1923) Дмитрия Шостаковича и Третье Фортепианное трио (1921) Николая Рославца. Параллельно будет показан фильм Александра Довженко «Земля» (1930). «Перед лицом вселенской катастрофы неуместен догматизм. Поэтому отсчет апокалиптик-фильмов имеет смысл начать если не с “Падения династии Романовых”, то уж точно – с “Земли” Александра Довженко. Нет, в самом деле, – хтоническая драма Довженко обладает всеми признаками кинокартин о конце света. Дело происходит после вселенского катаклизма первой пролетарской революции, в пересменке между старым и новым миром, посреди пустых полей с низкой линией горизонта; трудная жизнь героев наполнена кровавой борьбой за ресурсы, небо давит, Бога нет. А дивный новый мир посылает своих гонцов: в деревню катят стимпанковские механизмы, железные трактора». (Кинокритик Василий Корецкий в журнале «Сеанс») «Это авангард, но другой, отличный от монтажных картин предшествующей эпохи. Благодаря “Земле” другие режиссеры нащупывают выход из кризиса эстетики 20-х (в скобках заметим, что, хотя кризис очевиден, монтажная эстетика не исчерпала себя целиком, достаточно посмотреть на некоторые образчики агитпропа, которые часто как минимум интересны). Довженко делает то, что до него почти никто не делал. Он создает новый язык, при помощи которого можно рассказывать о жизни в деревне. Напомним, что классический авангардный кинематограф – это кинематограф городской. Монтаж отлично передает суматошный темп городской жизни 20-х годов, про который так много писали эссеисты и мемуаристы эпохи». (Историк кино Максим Семенов на конференции «Дондуреевские чтения», проведенной журналом «Искусство кино») «Гавриил Попов – крупнейший композитор, без Первой симфонии которого нельзя изучать развитие всей советской музыки, нельзя понять, как появилась, в частности, Четвертая симфония Шостаковича, написанная не без влияния Симфонии Попова. Или, скажем, Септет Попова, написанный в 1927 году… Часто ли играют этот шедевр?.. Симфония была исполнена за все это время раза три, по одному разу в Минске, Петербурге и Москве, но в концертном репертуаре наших оркестров ее по-прежнему просто нет». (Из интервью композитора Владимира Тарнопольского, 2019) «МО» «Замок Фогелёд» Фридриха Мурнау и музыка венских экспрессионистов: концерт в Московской филармонии (16 сентября 2022, Камерный зал МГАФ) «МО», 14.09.2022 «МО»

Запись Фильм Александра Довженко «Земля» и музыка раннего русского авангарда (28 апреля 2023, Камерный зал МГАФ) впервые появилась Музыкальное обозрение.