Войти в почту

Восток, Запад и лютня с Гентского алтаря

Струнные щипковые, струнные смычковые, арабский уд, европейская теорба, саксофон Игоря Бутмана и альт Юрия Башмета составили изысканный музыкальный букет, который XV Международный музыкальный Фестиваль преподнес городу Ярослава Мудрого. Гости из Бельгии, Италии, Бахрейна привезли свое искусство и редкие в здешних краях инструменты. Лука Изолани (гитара баттенде, Италия), Софи Ванден Эйнде (лютня, теорба, Бельгия), а также Екатерина Стародубровская, профессор кафедры сольного пения РАМ им. Гнесиных, провели мастер-курс и Конференцию V Международной академии барокко в рамках XV Фестиваля. Модератором встречи в Ярославском музыкальном училище им. Л.В. Собинова выступил композитор и продюсер Патрик де Клерк (Бельгия). Проблемы стилистического направления барокко, вопросы интерпретации, исторической информированности стиля исполнения обсуждались на конференции. Музыканты наладили общение с аудиторией, поделились опытом и рассказали об уникальных инструментах. "Концерт-тарантелла. Метаморфозы струн" – необычная программа, подготовленная интернациональным составом музыкантов, где европейская теорба, лютня, персидский уд и барочная гитара баттенде Южной Италии проступили из глубины веков. Участники квартета – Софи Ванден Эйнде (лютня, теорба), Лука Изолани (барочная гитара), Ирене Изолани (вокал), Саад Махмуд Джавад (уд, Бахрейн) по очереди исполняли композиции 16-17-го веков и современные новинки, принадлежащие к разным национальным стилям и традициям. Музыкальные номера обнаружили явные параллели и удивительное сходство музыки Запада и Востока. Да и сами инструменты, уд и лютня – родственники при внешнем сходстве. Древний уд попал в Европу, а спустя несколько столетий появились лютня и ее разновидность теорба. Барочная гитара принадлежит к лютневой группе щипкового типа. Природа инструментов едина. В завершение программы все исполнители объединились в финальной вариации на южно-итальянскую Тарантеллу, преодолев существующие противоречия в музыкальном мышлении различных культурных традиций. Такой опыт коллаборации, возможно, имел экспериментальный характер, но продемонстрировал перспективу получившегося результата. Тема, исполненная удом, становилась поводом для импровизации на теорбе. Мелодия лютни предлагала уду материал для импровизированных медитаций. Все вместе инструменты гибко подстраивались друг под друга, сопровождая голос певицы. Альфонсо Феррабоско, Робер де Визе, Джон Дауленд, Пьер Аттеньян, Моххамед Файруз, Афтаб Дарвиши, Владимир Горлинский, а также импровизации на народные и авторские темы прозвучали в концерте-тарантелле. Средневековая лютня изображена на створке знаменитого 600-летнего алтаря в соборе Святого Бавона в бельгийском городе Генте, созданного братьями Яном и Хубертом Ван Эйк, рассказала Софи Ванден Эйнде. Но лютнистка уверена, что ее инструменту по силам исполнять рок и джаз. На нынешнем XV Фестивале Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана исполнил джаз в мощных отечественных традициях, которым в этом сезоне исполнилось 100 лет. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" Юрия Башмета в дуэте с джазменами оттенил достоинства классики джаза и подчеркнул академические прелести собственных композиций. Встреча на Волге была, жаль, коротка, но музыкальный батл был полон сюрпризов и музыкальных "вкусностей". Победил в состязании, как всегда, зритель.

Восток, Запад и лютня с Гентского алтаря
© Ревизор.ru