Войти в почту

Московская филармония представляет цикл концертов "Весь Стравинский"

По интригующему и масштабному замыслу предполагается, что в Концертном зале им. П.И. Чайковского в течение семи лет прозвучат все произведения Игоря Стравинского без каких-либо малейших изъятий. Автор амбициозной идеи музыковед Ярослав Тимофеев, который выступает еще и блистательным рассказчиком на каждом вечере этого цикла, доказывая, что музыковедение "живая" наука, полная парадоксов и детективных поворотов, а фигура Стравинского еще полна неразгаданных тайн. Завершен только первый сезон грандиозного проекта, а сделано уже несколько любопытных открытий.

Московская филармония представляет цикл концертов "Весь Стравинский"
© Российская Газета

Стравинский написал около 35 часов разной по степени гениальности музыки. Некоторые произведения стали признанными шедеврами и хитами, другие сочинения - почти забыты: не исполняются нигде и никогда. В данном случае звучат все опусы композитора в хронологическом порядке. В первом концерте принимал участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии (под руководством Антона Шабурова). Кстати, именно с этим оркестром выступал Стравинский в возрасте 80 лет во время исторического визита в СССР осенью 1962 года.

В первом сезоне цикла "Весь Стравинский" прозвучали все крупные сочинения, написанные до 1913 года. И почти каждый номер программы был открытием. Первый концерт начался с "Фавна и Пастушки", трех песен на стихи юного Пушкина. Это самый первый изданный и публично исполненный опус Стравинского. Начало пушкинской поэмы вдохновило композитора вспомнить и Вагнера, и Чайковского при создании вокального цикла про невинную Лилу и похотливого фавна. Но исполнение получилось не очень пасторальным. Роскошное меццо-сопрано Марии Бараковой переполняли эротические порывы и иронические посылы, что, наверняка, очень понравилось бы автору.

Также прозвучало почти забытое "Фантастическое скерцо" для оркестра, что было написано Стравинским под влиянием модной тогда книги Метерлинка о пчелах и "Полета шмеля" его учителя Римского-Корсакова. И, конечно, "Погребальная песня" памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно обнаружили в списанном, но, к счастью, не уничтоженном архиве Санкт-Петербургской консерватории.

Второй концерт, где были задействованы Российский национальный молодежный оркестр и Академическая хоровая капелла России им. Юрлова под дирижерским жестом Филиппа Чижевского, открывала символистская кантата для мужского хора "Звездоликий" на стихи Бальмонта. Это пятиминутный эксперимент гения: знак духовной связи с учителем, если вспомнить Звездочета Римского-Корсакова, и оммаж коллеге Клоду Дебюсси, который, надо заметить, Стравинского не любил и такая музыка может быть исполнена где-то на Сириусе или Альдебаране, "а что касается нашей более скромной Земли, то исполнение этой вещи затерялось бы в бездне", и впервые прозвучало после паузы в 40 лет.

Но у Игоря Стравинского есть и еще одно посвящение Дебюсси - музыка к двум стихотворениям Поля Верлена, которая прозвучала следом. Молодой Стравинский сочинял музыку на русский перевод, сделанный его другом Степаном Митусовым. Первым исполнителем этого опуса стал брат композитора - известный бас Гурий Стравинский. Поэзия любви и колыбельная смерти оказались неожиданно аскетичны в интерпретации баритона Дмитрия Чеблыкова.

Ключевым моментом стартового сезона "Всего Стравинского" стала мировая премьера арии Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо…" в эффектном исполнении Дмитрия Чеблыкова и Заключительного хора из оперы "Хованщина" Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по авторским черновикам, что были и найдены в процессе научных изысканий в Базеле, где храниться архив композитора. Продолжение следует…