"Ночь музеев": как сотни тысяч сибиряков потеряли покой

Тысячи сибиряков в майские выходные вернулись домой после полуночи: в ночь на 21 мая их закрутили события "Ночи музеев". Как красота спасала Сибирь - в материале "РГ".

"Ночь музеев": как сотни тысяч сибиряков потеряли покой
© Российская Газета

Новосибирск: Танцы у "Победы"

В Новосибирске программа "Ночи" оказалась такой обширной, что скорее напоминала журнал, причем с захватывающим содержанием: было очевидно, что каждое учреждение культуры готово сражаться за свою публику от заката до рассвета. Кстати, традиционно "Ночь музеев" в Новосибирской области привлекает более 40 тысяч зрителей. В этом году новосибирцы участвовали в квестах по мотивам "Игры в кальмара" и "Оно", слушали страшные сказки при свечах, рисовали японскую мангу, подглядывали за хищниками в ночном зоопарке…

Солидную аудиторию собрал музей ретротехники "Гараж Ретро 54", где организовали вечернику в стиле 50-х, совместив ее с экскурсиями. Толпа, ходившая за экскурсоводом, еле-еле втискивалась в проходы между раритетами, и взрослые мужчины на глазах превращались в мальчишек (волшебство "Ночи музеев", не иначе). Гараж действительно хранит много сокровищ. Первая в списке - легендарная "Победа". "Невелика победа, но пусть будет "Победа", - экскурсовод цитирует Сталина, которому автомобиль не понравился, а Иосиф Виссарионович тем временем улыбается с портрета на стене. Именно под этим портретом скоро запрыгают стиляги под песни новосибирской группы Lux Ducks (авторский рокабилли) - вождь же продолжит снисходительно улыбаться, ничего не поделаешь.

"Ударный" экспонат музея - "американец" из лимитированной серии Buick 40-х годов. Всего в серии 80 было выпущено около 700 машин, и сейчас этот роскошный туринг седан (почти лимузин) единственный не только в России, но и в СНГ. Между этими экспонатами - "Волги" с оленями на капоте, яркие "Москвичи", военный ГАЗ-67, мотоциклы, мотоколяски - в том числе "инвалидка" цвета тиффани, любимица детских и женских фотосессий. Кстати, живыми экспонатами музея стали стиляги, нарядившиеся в стиле 50-х. "Ночь музеев" - не только посмотреть, но и себя показать!

Омск: Камерно с Рахманиновым

В Омске полуночниками стали более 14 тысяч омичей. Впервые к "неспящим" присоединилась Омская филармония, устроив незабываемую "Ночь впечатлений". Гвоздь программы - Сергей Рахманинов, которому в этом году исполняется 150 лет.

- Вечер в Концертном зале начался с показа премьеры фильма "Сергей Рахманинов. Очарованный Россией". Документальная лента соткана из воспоминаний его потомков, выдающихся деятелей российской культуры, в частности Дениса Мацуева и Александра Соколова, а также музейщиков, дипломатов, современников. Состоялись авторские лекции "Русский код Рахманинова" "Слушая - слышать" - о самых интересных и малоизвестных фактах жизни и творчества выдающегося композитора, - рассказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина. - Полуночники побывали на мультимедийной выставке "Сергей Рахманинов: Я - русский композитор", собранной Российским национальным музеем музыки.

Музыканты сумели сделать омскую "Ночь" незабываемой. Фото: Омская филармония

Омский академический симфонический оркестр дал возможность всем желающим попробовать свои силы в игре на духовых и ударных музыкальных инструментах. А в полумраке фойе дал концерт камерный оркестр под управлением Григория Вевера. Участники экскурсии при свечах по закулисью Концертного зала заглянули в его гримерки и другие потаенные уголки - и послушали замечательного органиста Кирилла Янковского.

Кемерово: На крыльях Симаргла

Кемеровчанам в "Ночи" было чему поучиться: на мастер-классы по лозоплетению, восстановлению археологической керамики, изготовлению народных инструментов и снаряжения древнеславянских воинов пригласил посетителей (в том числе и по "Пушкинской карте") музей Кемеровского госуниверситета "Археология, этнография и экология Сибири". Семейную коллекцию оружия и доспехов демонстрировал руководитель клуба исторической реконструкции КемГУ Владислав Лопатин.

- Возродили существовавший раньше клуб при Институте истории и международных отношений, в сентябре набрали желающих, - рассказал Влад, студент второго курса КемГУ. - Из нескольких вариантов названий выбрали "Крылья Симаргла" (Дух или Бог Огня в славянской мифологии). Наше основное направление - ранее Средневековье. Участвуем в командных соревнованиях по историко-средневековому бою, даем мастер-классы по фехтованию и стрельбе из лука для школьников. В отличие от музеев, где экспонаты нельзя трогать руками, мы предлагаем погрузиться в ту или иную эпоху с головой.

Гостям "Ночи в музее" студенты показали поединок русского воина с викингом. Одежда и доспехи у молодых реконструкторов - домашнего производства. Родные и близкие Влада Лопатина не только поддерживают его морально, но кроят и шьют вместе с ним костюмы (правда, мощности старенькой машинки уже не хватает).

- И все оружие, которое у нас есть, сделал мой отец. Он хоть и не имеет исторического образования, но всегда увлекался историей. Так, по найденным источникам с чертежами и схемами реконструировал шлем из знаменитого кургана Черная могила. Мы в недалеком будущем будем заниматься тем же самым, - продолжает Влад. - И нам предложили заняться реконструкцией периода XIII-XIV веков в Сибири. А еще планируем воссоздать образы воинов периода Великой Отечественной войны, бойцов формирований, отправлявшихся на фронт из Кузбасса.

Барнаул: Колокола и Царица ваз

Барнаульцам пришлось разрываться между 45 площадками: в Музее колоколов учили звонарному мастерству, в Алтайском государственном краеведческом музее - делать скифские и китайские зеркала. Музей истории аптечного дела устроил "Магический сеанс": в старинных подвалах заведения посетители слушали городские легенды и "общались с духами старого Барнаула"…

Сотрудники Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) на экскурсию "Колывань камнерезная". Она посвящена 180-летию с момента окончания работ алтайских камнерезов над "Царицей ваз", установленной в Эрмитаже. Кстати, в прошлом году Колыванская камнерезная фабрика отметила свое 220-летие.

Алексей Онофрейчук на фоне Царицы ваз в Эрмитаже. Фото: ГМИЛИКА

- История "Царицы ваз" началась в 1820 году, когда на каменоломне удалось добыть на Ревневском месторождении заготовку яшмы огромных размеров, - просвещал собравшимся Алексей Онофрейчук, заведующий экспозиционно-выставочным отделом ГМИЛИКА. - Об этом сразу же сообщили в Санкт-Петербург. И пока в столице Российской империи решали, что с ней делать, местные мастера определили, что из такой глыбы можно сделать овальную чашу с большим диаметром около 5 метров. В здание фабрики заготовку весом около 16 тонн везли почти два месяца. Вскоре из Санкт-Петербурга пришел проект чаши, составленный одним из ведущих архитекторов страны Авраамом Ивановичем Мельниковым. Труд камнерезов был очень тяжелым во все времена. Работа над чашей длилась 22 года и была окончена в январе 1843 года, после чего "Царицу ваз" отправили в Северную Пальмиру. В пути она находилась девять месяцев. А затем около шести каменная гостья из Алтая лет простояла на набережной - двери старого здания Эрмитажа для нее были слишком узки. В новом здании вокруг "Царицы ваз" был сформирован целый музейный зал. О значении для нашего региона говорит тот факт, что изображение вазы помещено на гербе Алтайского края.

...От искусства - к прозе жизни. В музейную ночь барнаульцы дружно ругали работу городского транспорта. Вопреки обещаниям мэрии, автобусов на улицах почти не было. Горожане мерзли на остановках, успокаивали детей и в конце концов ловили такси, где цены были далеко не музейными.

Кстати

Большинство жителей Сибирского федерального округа готовы тратить на посещение музеев от 1 до 5 тысяч рублей в год: 33 процента респондентов согласны потратить на музейные экспозиции не более одной тысячи рублей в год, 15 процентов - 3-5 тысяч рублей. При этом почти каждый десятый не намерен тратить на посещение музеев ни копейки. Отмечено, что 18 процентов опрошенных сибиряков постоянно ходят в музеи.