Войти в почту

В российских кинотеатрах вышел фильм «Быть Сальвадором Дали»

В широкий прокат выходит биографическая драма «Быть Сальвадором Дали», в основу которой легли факты из жизни одного из величайших испанских художников. Главную роль в ленте исполнил оскароносный актёр , а в образе молодого живописца предстал . Основной сюжет фильма разворачивается в 1970-е — в кризисный период жизни Дали, когда его отношения с возлюбленной и бывшей музой Галой разладились, смерть наступает на пятки, а творчество превратилось в коммерцию.

В российский прокат выходит биографический фильм «Быть Сальвадором Дали», в основу которого легли факты из жизни легендарного художника. Режиссёром выступила (, ). Главную роль исполнил Бен Кингсли, известный по таким проектам, как , , , .

Действие в кинематографичной версии жизни знаменитого живописца берёт начало в 1974 году, когда Дали вместе с Галой приезжает в Нью-Йорк. Молодой парень по имени Джеймс Линтон, работающий в одном из музеев США, где вскоре должна состояться выставка Дали, получает возможность стать персональным ассистентом художника. Джеймс вливается в круг эпатажного творца и становится для него «святым Себастьяном», по признанию самого Дали.

Несмотря на то что все от мала до велика почитают Сальвадора Дали за его творчество и весьма экстравагантное поведение, власть в мире искусства, как и жизнь самого живописца, всецело принадлежит любви всей его жизни и музе Гале, чей образ на экране воплотила (, ).

Они познакомились в 1929 году, когда Гала была женой поэта Поля Элюара. Вскоре она оставила мужа и стала жить с Дали. Возлюбленная художника была не только источником его вдохновения, но и пиар-менеджером, а также нянькой. Отчасти благодаря Гале мир узнал о Сальвадоре Дали и стал боготворить его. Тем не менее в 1970-х отношения некогда страстных влюблённых изменились. У Галы появились многочисленные романы с молодыми мужчинами, на которые художник закрывает глаза, а у самого Дали — новая муза в лице модели .

Охваченный бурными эмоциями, ощущением прошедшей молодости и страхом смерти, творец всё чаще предпочитает рисованию вечеринки, окружая себя молодыми людьми, бизнесменами и популярными музыкантами, такими как .

Джеймс попадает в этот безумный «Далилэнд», который, как он сам описывает, похож на другую планету, и растворяется в нём. Он восхищается возможностью следить за работой кумира, посещать его ужины и узнавать о его молодости из первых уст. Вместе с Дали герой побывает и в Испании, и во Франции. Но вскоре их пути разойдутся из-за небольшого скандала. Вновь «святой Себастьян» и Сальвадор Дали увидятся только в 1985 году, уже после смерти Галы и пожара.

Мэри Хэррон с особым уважением отразила часть жизни испанского художника на экране, показав, пожалуй, один из самых кризисных её периодов. Дали, находящийся на пороге смерти, старается наслаждаться каждой минутой. Он молод душой, по-прежнему эпатажен, по-хорошему безумен, но терзаем увлечениями и отдалением Галы, которая, в свою очередь, считает, что уже не нужна обожаемому всеми живописцу так, как раньше, поэтому отчаянно стремится снова стать для кого-то источником сил, вдохновения и любви. В сюжете реальные факты из жизни Дали превалируют над художественным вымыслом, что является большим достоинством кинопроекта.

Самый впечатляющий элемент фильма — игра Бена Кингсли, который потрясающе отобразил все грани характера Сальвадора Дали, среди которых склонность к нарциссизму и потребность во всеобщем внимании, граничащая с самоуничижением и зависимостью от своей второй половинки. Кингсли полностью завладевает экранным временем и любовью зрителя подобно тому, как сам Дали привлекал взгляды всех вокруг. Эмоционально артист выглядит очень убедительно — особенно цепляет финальный кадр ленты, в котором герой Бена Кингсли смотрит в окно, а его глаза наполнены слезами и глубокой печалью по ушедшей жизни.

Эзра Миллер также хорошо справился с ролью молодого Сальвадора Дали. Его образ отличается от того творца, что воплотил Кингсли. Молодой живописец предстаёт более эксцентричным, страстным и влюблённым, а также ещё больше зависящим от мнения своей Галы.

Джеймс Линтон в исполнении молодого актёра Кристофера Брини представлен наивным любителем искусства и большим поклонником Сальвадора Дали, для которого время, проведённое рядом с творцом, становится лучшим в жизни.

Артист оказался очень гармоничным в своём образе и получился прямо-таки идеальным «святым Себастьяном» с его внешними данными — по-детски милым лицом и кудрявыми волосами. Существовал ли на самом деле Джеймс в жизни Сальвадора Дали, неизвестно. Художник любил давать своим почитателям метафоричные прозвища и многих называл «святым Себастьяном». Вполне вероятно, что персонаж является олицетворением их всех, а также не исключено, что его образ служит напоминанием о том, что живописец покровительствовал святому, часто размышлял о нём и писал трактаты. Плюс ко всему образ святого Себастьяна был одним из самых популярных в искусстве — многие художники не раз изображали его на полотнах.

С визуальной точки зрения фильм выглядит очень стильно: изысканные ужины и вечеринки Дали запоминаются яркостью и неординарностью, а одетые с иголочки гости привлекают внимание нарядами и аксессуарами. Но даже они блекнут на фоне внешнего вида творца. Надо отдать должное художникам по костюмам: все образы живописца хочется рассматривать детально, настолько они необычные и продуманные, чем, кстати, подчёркивают творческий дух персонажа. Особенно контрастно это выглядит на фоне неброских, но стильных для тех времён нарядов помощника художника Джеймса.

В ленте присутствует несколько откровенных сцен. В одной из них обуянный внезапным вдохновением художник рисует серию картин, используя для этого отпечатки ягодиц молодых девушек. Этот, на первый взгляд, незначительный эпизод является важным элементом для понимания безумия и гениальности Дали. К слову, обнажённые тела в картине мелькают нечасто, а все подобные моменты полностью оправданы сюжетом.

Общую атмосферу дополняет прекрасная и под стать фильму неординарная музыка, написанная экспериментальным композитором Эдмундом Баттом.

Зрители фильма получают возможность погрузиться в философию, стоящую за всем творчеством Дали, и прочувствовать или даже понять безумие, которое делало его таким притягательным, а его картины — уникальными и завораживающими.