Войти в почту

Игорь Самойлов: структура и особенности речи персонажей в кинематографе

О возникновении и структуры эстетики кино рассказал писатель и сценарист Игорь Самойлов, эксперт в области кинодраматургии.

Эстетические концепции кинематографа как элемента искусства берут свое начало с немого кино, отличительной особенностью которого по сравнению с современным форматом индустрии был низкий уровень развития технического оснащения. Однако, как отмечают эксперты, именно немое кино создало фундамент кинематографической выразительности, которая активно используется в современном кинематографе и кинодраматургии. Многие исследователи рассматривают кино в качестве элемента изобразительного искусства, однако, оно не является таким в полной мере, так как совмещает в себе другие художественные элементы, такие как звуковое сопровождение, шумы, музыкальные интеграции, диалоги, текстовые вставки и прочие. Все же стоит отметить, что в большинстве случаев все элементы кино являются дополняющими к изобразительной структуре, поэтому основным раскрывающим элементом становится изображение.

На заре развития кинематографа ввиду отсутствия технических возможностей создать и передать речь героев в формате звука задачу о визуализации текстовой мысли решали с помощью интеграции в кино титров. Однако, в самом начале развития индустрии классической формой кино был фильм с отсутствием каких-либо титров, где в качестве художественного выражения использовались исключительно изображения и видео. Более того, интеграция звука и цвета в кино на первых порах получило критику со стороны известных кинематографистов и режиссеров, среди которых были Сергей Эйзенштейн и Чарли Чаплин. Но формат немного кино не ушел полностью и остался вариантом художественной интерпретации и определенным стилем, в котором можно увидеть многие работы более позднего времени.

Речь в кинематографе

В современном кинематографе и кинодраматургии речь в фильме или определенной его сцене подразделяется на два вида: внутрикадровую и закадровую. Особенностью внутрикадровой речи выступает изображение самого процесса произнесения речи, то есть движение губ, к примеру. Особенностью закадровой речи является отсутствие героя, которому принадлежит реплика, в кадре. При этом зрителю необходимо понимать, кому принадлежит речь, или же что данная реплика или монолог связаны с происходящими событиями в сцене или фильме. Наиболее распространенным вариантом введения закадровой речи является создание образа рассказчика, которому принадлежат практически все закадровые реплики, или же введение в контекст повествования озвученных мыслей персонажа, которым зачастую является главный герой. В данном случае персонаж может находиться в кадре, но при этом молчать, совершать какие-либо действия или говорить отличные от озвучиваемых мыслей реплики, чтобы зрители точно понимали, что в данный момент они слышат мысли персонажа. Также закадровая речь может становиться главенствующем выразительным методом фильма, как, например, в работе Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», выпущенной в 1973 году.

Кинематографические диалоги

Кинематографисты и сценаристы отмечают, что существует огромное различие между диалогами в реальной жизни и форматом кино. Технические, выразительные и эстетические особенности кинематографа предполагают формат быстрого обмена короткими репликами, содержательными по своему смыслу и идее. Составляющие элементы повседневной человеческой речи, в которую входят плохо подобранные слова, частые паузы, излишние повторения, речевые ошибки, молчание и прочее, практически не реализуются в кино. В исключительных случаях подобные элементы могут интегрироваться в диалог с определенной целью автора. Тем самым, кинематографичный диалог должен быть близок к реальной коммуникации между людьми, но при этом заключать в себе более глубокое и емкое содержание. Зачастую, как отмечают эксперты, создание естественности в диалогах достигается путем большой и долгой работы сценаристов, так как основная цель по внесению естественных элементов в реплики идет в противовес растягивающемуся хронометражу для визуализации и раскрытия такого диалога.

Главная цель диалогов в кино заключается в передаче не самой информации, а в раскрытии подтекста сказанных персонажами слов. Многие кинематографисты сходятся во мнении, что многомерный, интересный и эмоционально привязывающийся к зрителю персонаж создается путем различия в том, что он говорит, какие действия совершает и что чувствует внутри себя.

При анализе теоретической литературы по кинодраматургии можно выделить три ключевых особенности построения и создания диалога в кино:

в нем используется минимально возможное для раскрытия идеи и замысла количество лексических единиц при высокой концентрации смысла и идейности; диалог направлен на развитие персонажей, на изменение их поведения, мыслей и чувств; каждый диалог имеет конкретную прописанную цель, он не является пустым.

Также многие кинематографисты добавляют четвертую ключевую особенность, которая придает диалогу ценность: наличие конфликта различной степени между участниками диалога. В данном случае конфликт в каком-либо проявлении является катализатором развития персонажа, он повышает интерес зрителя, а также помогает создать динамику в разговоре персонажей. Советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер Александр Митта утверждает, что конфликт является неотъемлемой частью драматического произведения, а лучший вариант его раскрытия — это диалог между героями. Более того, определенный конфликт может возникать не только между враждебно настроенными друг к другу героями, но и друзьями, напарниками, влюбленными.

Важным элементом, который помогает раскрыть характер и особенности персонажа, а также сблизить его со зрителем, является сленг, жаргонизмы, сокращения и другие элементы повседневной речи, распространенные среди различных социальных и возрастных групп. Однако, как отмечают специалисты, необходимо держать баланс между использованием данного приема в качестве художественного элемента и потерей смысловых составляющих реплик от перенасыщения диалога подобной лексикой.

Монологи в кино

Еще одним важным элементом раскрытия персонажей, их преображений, изменений является монолог. Однако, по мнению многих кинематографистов и сценаристов, использование монологов не должно быть частым явлением, так как их наличие сильно искажает динамику повествования. С этой точки зрения диалоги несут высокий уровень динамики, взаимную реакцию персонажей и их изменения в ответ на действия и слова друг друга. Более того, диалоги порождают активность героев и за пределами беседы, в то время как монологи часто статичны и используются для описания состояния персонажа, но не являются катализатором внутренних преобразований.

Многие теоретики связывают монолог в кино с присутствием иллюзии диалога, что подчеркивает кинематографичность данного драматургического элемента. Чаще всего монологи в фильмах представлены в качестве обращения героя к конкретному изображенному на экране собеседнику или невидимому для зрителя. Также монолог может быть обращением героя к самому себе, но даже в таком случае структура его реализации перенимает элементы диалога.

Полная версия материала доступна в «ИКС ТВ».