Войти в почту

Виниловый ренессанс: почему в России растет популярность пластинок?

Во всем мире растет спрос на виниловые пластинки. Их коллекционируют, дарят друзьям, с нетерпением ждут выхода новых. С чем связано такое увлечение винилом и кто формирует этот тренд, в интервью MIR24.TV рассказали эксперты.

Виниловый ренессанс: почему в России растет популярность пластинок?
© Мир24

«Получить частичку музыки в личное владение»

«Для многих винил сейчас не столько прямой способ прослушивания музыки, как это было 30-40 лет назад, а приятная возможность «потрогать музыку», – говорит музыкальный эксперт стриминга «Звук», ведущий музыкального вечернего шоу «Артур и Петя» на радио «Серебряный Дождь» Артур Кулаков. – Часто пластинки покупаются как мерч, памятный сувенир и даже элемент декора. У слушателя может не быть дома даже проигрывателя, но покупая пластинку, он показывает свою любовь к той или иной музыке и совершает акт «поддержки артиста». Ведь с приходом музыкальных стримингов ощутить музыку физически стало уже нельзя – винил, кассеты и CD надолго ушли в тень. Но люди не перестали любить вещи, и винил получил свой ренессанс. Пластинки покупаются очень выборочно, вдумчиво, так как стоят они ощутимо. В широком смысле винил сейчас – это не только про музыку как таковую. Это еще и про контексты этой музыки, и про желания сблизиться с прослушанным и получить эту «частичку музыки» в личное владение – и это особенная радость для современного слушателя!».

По данным пресс-службы Авито, популярность винила в России действительно растет – это подтверждают данные о продажах проигрывателей и пластинок на онлайн-платформах. Так, в 2022 году россияне покупали на Авито виниловые проигрыватели на 10% чаще, чем в 2021. Приобрести устройство в прошедшем году можно было в среднем за 14070 рублей. Пластинки выросли в продажах еще заметнее: на 44% за год, а средняя стоимость одного экземпляра по итогам года составила 2330 рублей. Интересно, что выбирают любители винила чаще всего классику рока: в топ-5 исполнителей вошли Pink Floyd, The Beatles, Queen, Ария и Deep Purple.

«Рост спроса на виниловые диски происходит по всему миру, – говорит медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова. – В 2022 году продажи пластинок впервые с 1987 года превысили продажи CD/DVD. Об этом сообщила Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America). При этом покупатели нередко берут пластинки для коллекции или рассматривают в качестве инвестиции в искусство – бережно хранят и даже не слушают. Производственные мощности производителей заготовок и дисков с записанными музыкальными композициями не поспевают за спросом: ощущается дефицит, покупателям приходится дольше ждать выхода новых пластинок, и это еще больше подстегивает спрос».

По словам Загитовой, популярность виниловых дисков связывают с ростом любви к аналоговым носителям. «Пластинки и красиво оформленные проигрыватели становятся украшением интерьера и их часто дарят на праздники. Приобретают как отреставрированные, так и новые стилизованные устройства с возможностью слушать через блютус-колонку. Покупателей привлекает теплый ламповый звук и эстетика прошлого», – отмечает эксперт.

Наследие Голливуда, или При чем тут хипстеры?

Как рассказал социолог, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Тимофей Башлыков, первые виниловые пластинки были выпущены в 1948 году компанией Columbia Records для замены шеллаковых пластинок, которые были хрупкими и имели низкое качество звука. Виниловые пластинки были более долговечными, обладали более высоким качеством звука и могли содержать большее количество музыкального материала на одной стороне пластинки.

Виниловые пластинки были очень популярны в 1960-х – 1980-х годах, когда происходило становление и развитие современной рок- и поп-музыки. В эти годы винил наряду с магнитной лентой был основным носителем звука, и пластинки продавались огромными тиражами.

«Закат эпохи виниловых пластинок пришелся на середину 1980-х годов, когда появились первые компакт-диски (CD), разработанные Philips и Sony, – говорит ведущий категорийный менеджер направления «Винил» сети магазинов аудиотехники Dr.Head Вячеслав Гоголадзе. – Чуть позже звукозаписывающая индустрия начала переходить с аналоговой звукозаписи на цифровую. 90-ые – это самое «‎темное» время для винила, так как пользователи перешли на более удобный формат CD».

Однако в последние годы наблюдается ренессанс винила.

«Увлечение этим форматом вновь возросло, и виниловые пластинки стали объектом вожделения для многих меломанов и коллекционеров, – говорит писатель и методолог Павел Лебедев. – Старые аудиофилы вспоминают золотую эпоху винила, а новое поколение открывает для себя его теплоту звучания и тактильный опыт».

По словам медицинского психолога, социального философа Олега Долгицкого, огромный вклад в этот процесс внес Голливуд, который активно спекулировал на продаже американской мечты своей аудитории.

«Виниловые пластинки являются наследием США середины XX века, – говорит эксперт. – Этот период считался золотой эпохой, популяризовавшей американский образ жизни, неотъемлемой частью которого были виниловые пластинки. В конце нулевых в мире стала распространяться субкультура хипстеров, которые воспроизводили эту эпоху, воскрешая к ней интерес. К этому процессу подключились их родители, испытывающие ностальгию по этой эпохе. Таким образом под влиянием голливудской киноиндустрии и благодаря субкультуре хипстеров, подогретой ностальгией старшего поколения, вернулся интерес к пластинкам и проигрывателям, на которых воспроизводили «тот самый ламповый звук», характерный для ламповых проигрывателей».

Чем винил так привлекает коллекционеров?

Сейчас увлечение покупкой винила характерно для различных групп людей. По словам Тимофея Башлыкова, среди них, например:

аудиофилы, которые стремятся к иному качеству звучания; коллекционеры, которые интересуются изданиями редкой музыки и необычных обложек; музыканты и диджеи, которые используют винил в своей работе и хотят расширить свою аудиотеку.

«Возраст людей, покупающих винил, за последние шесть лет сильно снизился, – говорит Вячеслав Гоголадзе. – Если раньше пластинками интересовались те, кому за 40, то теперь альбомы на аналоговом носителе покупают и подростки. Интересно, что некоторые ставят покупку на полку до «лучших времен‎», так как у них нет проигрывателя».

Виниловые пластинки обладают своей уникальной историей, атмосферой и звучанием. А также рядом других привлекательных особенностей для коллекционеров.

«Во-первых, это исключительность. Ограниченные выпуски, редкие записи и специальные издания делают винил ценным для коллекционирования. Во-вторых, винил предоставляет уникальный тактильный опыт. Распаковка пластинки, ее вес и текстура создают особую эстетику, которую невозможно испытать с цифровыми форматами. Наконец, винил имеет теплоту и характерный звук, который многие считают более приятным и естественным по сравнению с цифровыми форматами», – говорит Павел Лебедев.

Виниловые пластинки продолжают набирать популярность, и эта тенденция, по всей видимости, будет продолжаться и в будущем, отмечает эксперт. «Существует растущий спрос на винил как у новых аудиофилов, так и у коллекционеров. Большинство издательств и исполнителей включают в свои релизы виниловые версии, чтобы удовлетворить спрос рынка», – объясняет Лебедев.

По словам Вячеслава Гоголадзе, виниловая пластинка – это один из самых узнаваемых символов в современной культуре, который прочно закрепился в коллективной памяти. Люди в быстро меняющемся мире хотят видеть знакомые и понятные вещи и образы, в этом кроется причина «Винилового ренессанса‎» и ретромании в целом.

Кроме того, в виниле кроется огромная эстетическая ценность, считает эксперт. «Пластинка – это идеальное материальное воплощение музыки. Ее можно ощутить буквально на кончиках пальцев. Каждый альбом на виниле складывается в единую концепцию, состоящую из внешнего конверта с обложкой, внутреннего конверта с текстами песен, постера и самой пластинки с цветным лейблом – рай для коллекционера», – говорит Гоголадзе.

«Винил – это носитель истории, а его прослушивание – это ритуал, – говорит предприниматель Дмитрий Таневский. – Конечно же, качество звука, записанного на пластинке, отличается от цифровых носителей, однако свой шарм в этом деле есть. Во-первых, в наше время, когда вы зачастую имеете огромное количество задач, забот, идей, выделить время для себя не так уж и просто, но тем ценнее и ярче для человека ритуалы, связанные с винилом – достать пластинку, вдохнуть ее аромат, заварить горячего чаю, поставить ее на проигрыватель и погрузиться в то время, когда мир был другим. Ностальгия? Романтика? Бесспорно. Но в этом деле есть благородная психотерапия, пища для ума и души. Конечно, появятся новые носители, но воспоминание об этом теплом ламповом звуке останется навсегда, исцеляя сердца и даруя нечто вечное», – заключил Таневский.