Войти в почту

Почему они так называются

У вас наверняка есть стойкие ассоциации со словом «гопник»: сидящий на корточках молодой человек в спортивном костюме, с бутылкой пива, сигаретой и семечками. Как правило, в антураже подъезда или двора в спальном районе. Казалось бы, что такого увлекательного есть в гопниках, как в социальном явлении. И все же социологи до сих пор внимательно изучают эту группу. Разбираемся, почему ученые (не только в России) занимаются исследованиями хулиганов и шпаны.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Кто такие гопники?

Внешний облик гопника, его поведение и характер представляется довольно хорошо. В конце 90-х и 2000-х представители этой группы стали частыми персонажами в медиа, а в комедийных шоу их образы передавали даже с некоторой карикатурностью, но все же вымышленные герои оказывались близки к реальным.

Гопников довольно долго относили к субкультурам, наравне с панками, эмо и готами, ставшими массовым явлением в России 2000-х. Но несколько позже, уже в ходе исследовательской работы, ученые заметили, что так называемая «гоп-культура» не имела характерных черт субкультуры:

Само слово «гопники» прилипло к группе извне, то есть в отношении себя члены культуры его не использовали. Чаще для самоидентификации использовались слова в духе: «нормальные пацаны», «четкие пацанчики» и т.д.Гопники не противопоставляли себя какой-либо группе, яркого разделения на своих и чужих не было.

Чуть позже появилась специфика самоидентификации среди гопников: ценилась маскулинность, честь, смелость, правда, для всего этого неизменно важным оставалось присутствие в группе. Если из «своих» никто не видел, как человек проявил смелость в драке, то ничего не было. Гопники не испытывали сочувствия к людям, которые не могли постоять за себя в драке, позже было выведено противопоставление этой группы и интеллигенции, а затем и всего прогрессивно мыслящего населения. Хотя изначально культура гопников была ориентирована на «право сильных», а не на какие-то особые характеристики.

Несмотря на наличие типичного внешнего вида, своеобразный дресс-код сложился относительно поздно, уже ближе к 2000-м, когда появились рынки с множеством контрафакта. Точно также, к 2000-м появилась и свойственная гопникам, ассоциирующаяся с ними, музыка, которую сообщество позже «присвоило» и начало распространять среди своих.

И именно этот обратный процесс привлек внимание социологов. Получается, что среди панков, эмо, готов, затесалось самозародившееся движение молодых ребят с окраин, которые выработали свой визуальный и поведенческий паттерн, но никогда не становились быть субкультурой. В отличие от тех же панков и эмо, появившихся в России под влиянием наплыва западного контента: музыки, фильмов и журналов, гопники были полностью «внутренним продуктом» российской культурной среды.

На появление гопников повлиял рост спальных районов в крупных городах и последующая миграция населения на эти территории. Немалую роль сыграла экономическая и политическая нестабильность, которая привела к росту числа неблагополучных семей (подавляющее число гопников — молодые люди, вышедшие из малообеспеченных семей), преступности, как организованной, так и мелкой, среди той же молодежи.

Важно отметить, что гопники как явление, для России не были чем-то новым. Как отмечает Вера Владимировна Гаврилюк, доктор социологических наук, у движения гопников было две масштабные волны: в 20-е и 90-е годы прошлого столетия, соотносящиеся с кризисными периодами в истории страны. Предположительно, само название появилось в 20-е годы и происходило от аббревиатуры «Г.О.П.» — городское общежитие пролетариата, находившееся в гостинице «Октябрьская» на Лиговском проспекте. Ранее в этом же здании располагалось «Городское общество призрения», куда свозили неблагополучных подростков на перевоспитание. Вероятно, аббревиатура стала «корневой основой» для слов, характеризующих местное население.

Зачем ученые изучают гопников?

Казалось бы, что тут изучать? Многие политики — не только в России — требуют разработки эффективных мер по снижению количества хулиганов на улицах и в городах. Вот только без понимания специфики этого движения, ни о каких эффективных мерах не может быть и речи. А так называемая «шпана», несмотря на общие черты в виде низкого уровня образования, агрессивного поведения, небогатого словарного запаса и сомнительных ценностей, уникальна для каждой страны. И, понимая, по какому маршруту развивается это сообщество, можно понять и состояние нации в целом.

Так что можно говорить, что в каждой стране свои гопники, и при подробном рассмотрении они будут разительно отличаться. Например:

Великобритания: Чавы

Примерно как российские гопники, чавы стали крупным самостоятельным образом в массовой культуре Великобритании. Вы наверняка видели этих персонажей в сериале «Отбросы» или в фильме «Джентльмены». Это сообщество сформировалось под влиянием панк-культуры, получившей начало в Великобритании. Чавы визуально похожи на российских гопников: неизменными атрибутами внешнего вида у них также являются спортивные костюмы, кроссовки, шапки, к этому может добавляться бижутерия, напоминающая тяжелый люкс, и (конечно же) пиво. Правда, если российские «пацанчики» отдавали предпочтение спортивным брендам одежды, то среди чавов долгое время были популярны спортивные костюмы в клетку в стиле Burberry. Из-за наплыва таких контрафактных костюмов на британский рынок и активного интереса со стороны чавов, Burberry даже пришлось снизить использование своей фирменной клетчатой ткани, чтобы не ассоциироваться со «шпаной».

Чавы могли заниматься мелкой преступностью и хулиганством, хранением и распространением наркотиков, но редко выбивались в мир организованной преступности.

Польша: Дресяры

Польские дресяры также похожи на русских гопников и британских чавов. Появились дресяры также в 90-х годах, когда Польша меняла свой политический и экономический вектор. Впервые «дресяров» упомянули в новостной колонке о группе молодых людей с ножами, нападавших на людей в центре города. Затем термин расширился и захватил мелких хулиганов из спальных районов и окраин. Как и гопники, дресяры не придерживались какой-либо единой идеологии, общих предпочтений в музыкальном стиле. Из общих черт у дресяров было предпочтение к спортивным костюмам с капюшонами и тяжелой золоченой бижутерии, отсылавшей к рэп-культуре. Но в отличие от своих современников в Великобритании и России, дресяры к тому же активно продвигали в своих кругах «культ тела» и занимались спортом, бодибилдингом в частности.

США: Реднеки

Этот термин намного старше дресяров или чавов. Реднеками в США долгое время называли белое население южных штатов. Эта область более аграрная, фермерство на протяжении девятнадцатого и двадцатого века оставалось основным видом занятия на этой территории, и, как говорили местные, белого фермера можно отличить по характерному красному загару на шее и затылке — отсюда и название. Наиболее подходящим синонимом для реднеков будет «деревенщина». И представители этого сообщества его полностью оправдывают во всей стереотипности: реднеки не утруждают себя выбором выражений, из напитков предпочитают пиво, из развлечений — плевки на меткость. Настроены крайне консервативно и могут проявлять резкую агрессию ко всему «левому»: феминисткам, чайлдфри, экологичному общению. Особенность реднеков заключается в том, что эта группа более возрастная, чем те же гопники и дресяры, и насчитывает несколько поколений.

Ученым важна не только стихийность возникновения этого движения и его живучесть — гопники существуют и сегодня, пережив все субкультуры начала 2000-х. Не менее важно и то, что гопники являются массовым явлением. Это прослеживается даже на уровне культурного кода: персонажей-гопников можно найти в любом фильме или сериале о России в целом и о российской глубинке — в частности. А массовость социальной группы уже начинает придавать ей политический вес, ведь эти люди могут влиять на исходы выборов своим участием в качестве избирателей.