Войти в почту

Дирижер оркестра рассказал, как в Казани появился джаз

Наш собеседник, художественный руководитель и главный дирижер Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая Сергей Васильев, уверен, что каждый концерт - это магия создания живой музыки здесь и сейчас.

Дирижер оркестра рассказал, как в Казани появился джаз
© Российская Газета

От Олега Лундстрема до наших дней

Сергей Леонидович, традиционный вопрос. Как началось ваше увлечение музыкой?

Сергей Васильев: Старт казанскому джазу был дан в 1947 году приездом из Шанхая оркестра Олега Лундстрема. Спустя некоторое время коллектив Лундстрема перебрался в Москву. Но его сподвижник Виктор Деринг остался в нашем городе и организовал оркестр, который некоторое время назывался оркестром объединенной киносети. Позже он стал оркестром кинематографии, а в 2011 году нашел свой дом в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. В это время руководил коллективом заслуженный деятель искусств РТ профессор Анатолий Василевский, а я возглавил оркестр в 2018 году.

Насколько я знаю, вас пригласили в Казань из Самары? Расскажите о своем творческом пути.

Сергей Васильев: Моя музыкальная карьера достаточно типична. Это, конечно же, музыкальная школа, в моем варианте с блокфлейтой в качестве первого инструмента. Затем, что очень примечательно, мне предложили учиться игре на саксофоне. Следующий этап после школы - музыкальное училище, затем университет, аспирантура.

Первый самостоятельный опыт я получил в качестве помощника дирижера в знаменитом "Фонограф-Джаз-Бэнде" Сергея Жилина. В Самаре работал дирижером эстрадно-симфонического оркестра. Могу сказать, что музыкальные работы самарского коллектива получили большой резонанс, и данный этап совпал с интересным событием уже здесь, в Казани.

Татгосфилармония пригласила очень яркого и необычного трубача, настоящую звезду европейского джаза Фабрицио Боссо, и нужен был дирижер, чтобы сделать его авторскую программу. Выбор пал на меня. Я приехал, отработал концерт и вернулся в Самару. После этого начались переговоры о возможности моего переезда в Казань и работы уже на постоянной основе.

Что сегодня представляет собой ваш коллектив?

Сергей Васильев: Возможен небольшой плюс-минус, но в целом у нас традиционный состав биг-бэнда. Хорошим довеском есть перкуссия. Она необязательна, но это приятное дополнение. Коллектив за пять последних лет практически не изменился. Это 18 человек на сцене и небольшая административная группа. Почти все музыканты являются выпускниками Казанской консерватории.

Неисчерпаемое богатство стиля

Есть ли какая-либо классификация развития джаза?

Сергей Васильев: Периодизация любого музыкального жанра представляет собой некоторую условность, без точных временных границ. Но когда-то джаз начинался с религиозных песнопений афроамериканцев. Затем он переместился на сцену и в жанр пришли белые исполнители с музыкальным образованием. Был этап развития как популярной танцевальной музыки, а с какого-то момента в джаз пришли аранжировщики и появились ноты. Напомню, что первые композиции передавались на слух.

Затем пришли музыканты, стремящиеся перейти от танцевальных мелодий к более сложным композициям. Начались эксперименты с формой и гармонией, что создало джаз третьего течения. Когда в мир пришел рок, джаз отреагировал джаз-роком. В общем, наш жанр вбирал все, что было возможно и что происходило в мире музыки. Поэтому вам никто не даст точного определения современного джаза.

Можно сказать, что наш жанр - это взгляд современных музыкантов на мир вообще и мир музыки в частности. Сегодня музыканты могут взять любой стандарт и создать современную аранжировку. Джаз в каком-то смысле - музыка наших современников, то, как они ее видят и понимают.

А что такое современный российский джаз?

Сергей Васильев: Недавно я был на форуме, организованном фондом Игоря Бутмана, и видел презентацию фильма к столетию российского джаза. В конце ленты трубач Уинтон Марсалис (знаковая фигура современного джаза) сказал, что российский джаз - это джаз, который играют люди из России. Они играют его по-особенному, со своим темпераментом, с особым чувством. Это музыка со своими корнями и особой интонацией.

В западном джазе есть такой термин - вечно зеленый, вечно актуальный стандарт. Его составляют мелодии, написанные для известных мюзиклов, которые потом стали исполнять джазовые музыканты. А теперь просто вспомните, сколько гениальных мелодий написано для советских фильмов! Они потрясающи мелодически, гармонически, ритмически. Сегодня мы берем их для концертов, и получается совершенно феноменально.

Такие аранжировки вызывают эмоциональный восторг и трепет у публики, а значит, наши мелодии можно ставить в один ряд со знаменитыми джазовыми стандартами. Для того чтобы принять сказанное как факт, достаточно вспомнить такие фильмы, как "Карнавальная ночь", "За витриной универмага", "Дайте жалобную книгу", "Цирк", "Веселые ребята" и многие другие.

Насколько свободен джазмен и когда требуется музыкальная дисциплина?

Сергей Васильев: В оркестре всегда существует часть партии, исполняемая по нотам. По задумке композитора или аранжировщика могут быть предусмотрены сольные моменты. В оркестре есть определенное время, когда ты можешь делать все, что считаешь нужным, при условии что музыканты рядом понимают, что ты играешь. Самое главное требование - музыка не должна пострадать и потерять свое качество. А импровизацию можно понимать как сочинительство музыки в данный момент, ежесекундное ее создание.

Программа должна быть разностилевой

Поговорим о вашем коллективе.

Сергей Васильев: Специфика работы филармонического коллектива в том, что наша основная площадка - это Татарская государственная филармония им. Габдуллы Тукая. Наш зритель - это люди, которые постоянно ходят на концерты. Я считаю, что не имею права отдавать предпочтение одному направлению, например играть только классический джаз или только современный. Моя задача - сделать каждую программу интересной, затрагивающей разные стили. Возрастной слушатель ждет классику, молодежи необходимы новые ритмы. А еще надо, чтобы новый человек, впервые пришедший на концерт, вернулся к нам, и не раз. Главная задача - сделать каждый концерт интересным, необычным, непрогнозируемым.

Часто выезжаете за пределы Казани?

Сергей Васильев: Наш коллектив - постоянный участник джазовых фестивалей. Весной этого года Филармонический джаз-оркестр РТ по приглашению Игоря Бутмана принял участие в V Международном фестивале "Джаз-гром". На сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки мы играли аранжировки татарских композиторов. Например, пьесу "Аниса" и произведения Ключарева. Исполняли собственные произведения, мою композицию "Я расскажу тебе об одиночестве" и произведения нашего музыканта Равиля Камышева.

Если говорить о Татарстане, то есть отработанная программа детских концертов, которых было уже более тридцати. Работа с детьми всегда особая статья. Детская программа, конечно, состоит из классического джаза, и я всегда испытываю особенное удовлетворение, когда в небольшой сельской школе нас встречает полный зал слушателей.

И последний вопрос. Что дает исполнение музыки лично вам?

Сергей Васильев: Каждый выход на сцену - это радость музицирования. Ты всегда делишься со своим слушателем сокровенным. А живой отклик людей, пришедших на концерт, и есть главная награда для музыканта любого стиля и жанра.

Справка "РГ"

Сергей Васильев - известный дирижер, аранжировщик, востребованный саксофонист. С 2002 года играл в составе известной латиноамериканской группы Latin Rey ("Латин Рэй", Россия), а в 2005 году получил приглашение от лидера "Фонограф Джаз-Бэнда" Сергея Жилина на должность солиста оркестра. Спустя год стал концертмейстером духовой группы.

В составе оркестра Сергей Васильев принимал участие в телешоу "Две звезды", "Танцы со звездами", "Можешь? Спой!", "Достояние республики" и активно гастролировал по всему миру, участвуя в сольных концертах Тамары Гвердцители, Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, Ильи Резника, Раймонда Паулса, Филиппа Киркорова. С 2013 по 2017 год руководил эстрадно-симфоническим оркестром концертного агентства "Лаборатория музыки" (Самара). С 2018 года художественный руководитель и главный дирижер Филармонического джаз-оркестра РТ (Казань).

Филармонический джаз-оркестр РТ тесно сотрудничает со многими известными джазменами и джазовыми коллективами, среди которых Игорь Бутман, Игорь Бриль, Давид Голощекин, Владимир Пономарев, Олег Аккуратов, Денис Мажуков, Анатолий Кролл, Лариса Долина.

Коллектив является участником и лауреатом таких престижных международных и всероссийских фестивалей, как Kremlin LIVE, "Розовая пантера", "Акваджаз. Sochi Jazz Festival", "Вейсэ Jazz-2013", "Джазовая Казань", IX Международный фестиваль "Jazz-весна в Самаре - 2019", V Международный фестиваль "Джаз-гром" - 2022.