Войти в почту

Как хоррор "Нечто. Монстр из глубин" пытается нас испугать

Свой новый хоррор "Нечто. Монстр из глубин" (в оригинале The Tank) новозеландский режиссер Скотт Уокер ("Мерзлая земля") снял по собственному сценарию и начал его, в общем, неплохо.

Как хоррор "Нечто. Монстр из глубин" пытается нас испугать
© Российская Газета

Хотя снималось все в Новой Зеландии с ее космическими пейзажами, действие автор разместил в Америке. Будни мирного семейства - Бена (Мэтт Уилан), Жюль (Люсиан Бьюкенен) и их дочки Реи (Зара Наусбаум) - нарушает приход адвоката: он сообщает, что мать Бена, которую все считали безумной, завещала ему дом в Орегоне на берегу океана. Семья потрясена новостью: мать давно, еще в 60-е годы, погибла при неясных обстоятельствах, а о принадлежащем ей доме они ничего не слышали. Завязка интригует: развитие действия может таить много сюрпризов.

И вот герои уже рулят по шикарным калифорнийским дорогам, предвкушая эти сюрпризы. Карта ведет, однако, в лесную чащу - сюрпризы могут оказаться неприятными. В заросшем мхом и пылью заколоченном доме давно никто не живет, в нем нет ни света, ни воды, зато задняя дверь выходит на дивный тихоокеанский пляж - семейство в восторге.

Режиссер снабжает свой фильм всем привычным, безошибочно действующим арсеналом ужастиков, и надо сказать, делает это умело и эффективно: прибрежный пейзаж выбран такой, что мурашки по коже, музыка Макса Аруджа исправно нагнетает саспенс даже на пустом пока месте, кадры затемненные, мрачные, саундрек переполнен стереоскрипами и долби-тресками, отдаленное уханье сигнализирует опытному зрителю, что место явно гиблое. Сигнализирует зрителю, но не семейству: жена, конечно, вздрагивает, ребенок вскрикивает, зато муж спокоен - мол, все под контролем. И даже найденная им в заросшем мхом подвале, задуманном как резервуар для подачи в дом воды, гигантская, омерзительная на вид личинка вызывает у любознательной Жюль только чисто научный интерес - она вспомнила, что училась на ветеринарном, и отважно занялась изучением биологического феномена.

Старые альбомы, запыленные фото на стенах, дневники погибшей матери - эти свидетели давно канувших в Лету жизней на секунды возвращают нас в прошлое: кадры вирированные, как на древних дагерротипах. На них красивая женщина иных времен - вся в белом. Лицо и умное, и безумное одновременно: ясно, что рядом, за кадром, что-то происходит, ее напугавшее. И тогда мы вспомним самое начало фильма, где некий мужчина спускается в некий подвал, и оттуда начинают раздаваться страшные вопли - на него напало нечто темное, липкое и невнятное…

Таким образом, все свои козыри фильм храбро выложил на экран с первых же кадров, и нам остается ждать, когда это страшное нападет на беспечное семейство. Ожидание затягивается, что подогревает интригу. Появится риелторша с благой вестью: какой-то богач хочет купить у семьи весь этот приморский участок за огромные деньги. Сделка хороша, семья уже предвкушает безбедную жизнь на свалившееся с неба состояние. Ничего этого, конечно, не будет, - но не потому, что богач передумал.

Прошла уже половина фильма, и он продолжает занимать наше воображение, что уже знак качества: ужас разлит в самой атмосфере кадра, в операторских ракурсах и светотени, в ритмах монтажа, в звуковом дизайне. Ужас пока безотчетный и потому особенно ужасный, но предстоит самое трудное испытание для любой интригующей нас загадки: авторы должны найти такую разгадку, такую развязку, такое объяснение тайнам, которые не станут для зрителя разочарованием, и финал выдержит заданный на старте уровень. Такое случается в жанре хорроров очень редко. Даже знаменитый сериал "Остаться в живых" (Lost), от которого было невозможно оторваться на протяжении нескольких сезонов, к финалу резко сдувался, как проколотый воздушный шарик, настолько никчемной оказывалась разгадка.

Увы, эта опасность не миновала и новозеландских авторов: начав резво и резко, к финалу они не сумели вырваться из круга хорошо знакомых и потому уже не страшных штампов с осклизлыми чудищами, боевые ресурсы которых останутся нам неизвестными. Монстр на этот раз кажется на редкость стандартным, хотя и омерзительным - разработанный легендарной студией компьютерных эффектов Питера Джексона Weta Workshop, обеспечившей монстрами такие фильмы, как "Властелин колец" и "Аватар", он не вызовет у опытного зрителя каких-то новых ощущений - рычит, скалится, истекает слюнями, а кажется, что гора родила мышь.

Зато соблюдены все каноны новейшей эпохи торжествующего в кино феминизма: когда герои-мужчины на поверку оказываются хлипкими и неспособными кого-нибудь защитить, инициативу берет на себя женщина, которая и проявит чудеса храбрости и боевой смекалки. Легкомыслие мужа Бена сначала озадачит, а потом приведет в отчаяние жену Жюль, и она сделает все, что в век маскулинного кино делали отважные рыцари, бывший сильный пол, который теперь перепуганные авторы старательно развенчивают - иначе их обвинят в сексизме, марксизме и мужском эгоизме.