Войти в почту

На Стрелке в Нижнем Новгороде прошел V Международный фестиваль искусств

Фестиваль "Стрелка" получил название по месту его проведения - на мысе слияния Волги и Оки. Это пространство невероятной красоты, дарящее ощущение свободы и покоя. В бывших портовых складах - пакгаузах, что долгие десятилетия скрывали архитектурно-инженерный шедевр ХIХ века - ажурную металлическую конструкцию, созданную 140 лет назад для павильона промышленной выставки в Москве, отныне царит искусство: в двух пакгаузах, смотрящих друг на друга, расположились выставочный павильон и концертный зал. Нынешний фестиваль предложил программу из десятка очень разных, но неизменно изысканных вечеров, придуманных худруком молодого фестиваля и Нижегородского оперного театра Алексеем Трифоновым.

На Стрелке в Нижнем Новгороде прошел V Международный фестиваль искусств
© Российская Газета

Главное, что потрясает всякого, кто впервые попадает в пространство нового концертного зала - стеклянная стена (архитектор Сергей Чобан), благодаря которой публика во время концерта может наблюдать "живую" панораму в режиме реального времени, а в антракте - прогуляться у воды по территории обновившейся Стрелки и заглянуть в зал, построенный в скандинавском стиле, с внешней стороны. И можно только пожалеть, что новый зал имеет значимые архитектурные ограничения: здесь нет арьер-сцены, боковых карманов и оркестровой ямы, поэтому мечтать о полномасштабных театральных постановках тут не приходится. Да и увы, полный состав симфонического оркестра размещается на сцене не без трудностей. Необычный зал предполагает и нетривиальное художественное наполнение. И у нижегородцев это получается.

Например, концерт, посвященный неаполитанской песне, был сделан с размахом большой итальянской оперы: длился почти три часа, демонстрируя все возможные стороны настоящей итальянской страсти. К тому же эта программа под названием "Солнце Неаполя" стала своеобразной "инаугурацией" известной греческой пианистки Медеи Ясониди, в качестве руководителя оперной труппы Нижегородского театра. В концерте приняли участие ведущие солисты театра - сопрано Анастасия Джилас и Татьяна Иващенко, Ирина Котова, Алина Отяковская, баритон Тигрий Бажакин и басы Гарри Агаджанян и Максим Орлов, а также тенора Владимир Куклев, Сослан Кусов, Сергей Писарев. Очевидно, что Оперный театр сейчас на пороге больших и интересных совершений, а этот концерт как легкая, красивая к ним увертюра, которой аудитория внимала с восторгом. А когда наступал черед таких шлягеров, как песня Фальво "Dicitencello vuje" ("Скажите, девушки, подружке вашей"), в зале раздавались в прямом смысле стоны восторга.

Театр смог собрать не только сильную менеджерскую команду, но и внушительный и разнообразный ансамбль ярких голосов, готовых совершенствоваться и творить. И пусть многие из певцов, как говорят в спорте, работают по двойному или даже тройному "зачету", являясь штатными солистами сразу двух-трех театров, понятно, что оперное искусство в России ныне перестает быть "столичноцентричным".

Самым изысканным концертом стало выступление Надежды Павловой и Алексея Гориболя с программой, составленной с декадентским флером

А самым изысканным гостевым концертом фестиваля стало выступление сопрано Надежды Павловой и пианиста Алексея Гориболя с программой, составленной с декадентским флером из романсов Сергея Рахманинова, "Мадагаскарских песен" Мориса Равеля и "Кабаретных песен" Арнольда Шенберга. Впечатление от исполнения Рахманинова оказалось немного смазанным, так как все романсы пелись по "шпаргалке", не отрывая взгляда от нот. Да и певица и пианист находились в разных стилевых форматах. А вот Равель и особенно Шенберг были прекрасны. Надежда Павлова пример уникальной, очень глубокой певицы-актрисы, обладающей магнетическим обаянием.

Финальным аккордом фестиваля стали два вечера от оркестра La Voce Strumentale и Дмитрия Синьковского. Они вместе с солистами театра - сопрано Екатериной Ясинской, меццо-сопрано Наталией Лясковой, тенором Сергеем Писаревым, баритоном Константином Сучковым исполняли музыку в импрессионистских тонах - "Шехеразаду" Мориса Равеля, а еще "Блудного сына" и "Послеполуденный отдых фавна" Клода Дебюсси. Все мягко красиво, чуть медитативно из мощной коды, но с явным намеком на то, что все еще главные совершения впереди. А публика точно уже готова поддержать любые начинания: все концерты в Пакгаузах проходят с неизменными аншлагами. Неслучайно именно на Стрелке планируют построить новое здание Оперного театра, в котором он очень нуждается.