Войти в почту

Российскому кино не хватает денег

Российский кинематограф окончил 2022 год в серьезном плюсе: отечественные ленты собрали в прокате свыше 23 миллиардов рублей. Однако прогнозы экспертов все равно остаются нерадужными: такие успехи связывают с упавшей до нуля конкуренцией со стороны Голливуда, а также с феноменальным релизом «Чебурашки», побившего сразу несколько рекордов. Куда идет российское кино, будет ли оно развиваться и окупаться или так и останется жить от «Чебурашки» до «Чебурашки», разбирались участники секции «Производство кино и сериалов в России: поддержка в условиях санкций» на Петербургском международном экономическом форуме.

Российскому кино не хватает денег
© Парламентская газета

Рекорд или агония?

По словам генерального директора «Централ Партнершип» Вадима Верещагина, будущее у российского кино, на которое сначала свалилась пандемия, а потом СВО и санкции, скорее все-таки светлое.

«Индустрия уже восстанавливается, — подчеркнул Верещагин. — Да, «Чебурашка» и «Вызов» — крупнейшие релизы года. Пока что. Но между ними выходили замечательные фильмы, которые тоже приносили приличные сборы, «Поехавшая», например, или «Нюрнберг». Да, они собирали плюс-минус 300-500 миллионов рублей, но именно такие картины и делают в итоге рынок».

Чтобы полностью заместить Голливуд, по словам Верещагина, российскому кинематографу нужно еще примерно два года такой же активной планомерной работы, как сейчас. При этом индустрии, не копируя у Запада смыслы и сюжеты, можно — и даже нужно — придерживаться европейской и американской модели развития и не замыкаться полностью в себе, как это сделало, например, китайское кино. Как минимум потому, что у наших картин есть все возможности и перспективы для экспорта — их активно закупают страны как ближнего, так и дальнего зарубежья, например Латинская Америка и Иран.

Впрочем, есть другая проблема — российское кино никак не может найти свою нишу: быть ему бизнесом, ориентируясь на то, что продается, а не на то, что полезно для человека и общества, или же нести в массы разумное-доброе-вечное, но при этом быть готовым к отсутствию прибыли. А государству — быть готовым, по крайней мере частично, спонсировать и поддерживать кино.

«Часть госзаказа на рынке обязательно будет присутствовать, — отметил губернатор Калининградской области, которая в последнее время стала неофициальной главной съемочной площадкой страны, Антон Алиханов. — Но сейчас у кинобизнеса идеальная ситуация. Поляна абсолютно чиста, можно занимать любые ниши. Но занимать с расчетом, чтобы, когда рынок снова откроется, эта разогнавшаяся машина кино и сериалов оказалась конкурентоспособна».

Не Китай и не СССР

Не хватает и денег. В этом году на поддержку всего отечественного кино выделили 7,6 миллиарда рублей. По словам участников дискуссии, это примерно половина бюджета одного современного голливудского блокбастера.

«На то, чтобы заполнить рынок качественным отечественным контентом, этих денег, разумеется, не хватит, — признался генеральный продюсер телеканала «ТНТ» Аркадий Водахов. — Но дело даже не в деньгах. В том же Китае, например, выходит по тысяче фильмов в год. Но там совершенно другая модель кинопроизводства. Она сравнима с советской моделью: есть большой закрытый рынок, огромная страна и активная господдержка. Это, к слову, одна из причин, почему нам не возродить советское кино. Нам для этого надо нарастить объемы производства контента как минимум раз в пятнадцать».

Однако необходимости в этом, уверены эксперты, нет. «У нас на самом деле огромный потенциал, — уверен Вадим Верещагин. — Мы единственная страна в Европе, у которой ежегодно самым кассовым фильмом становится национальный контент. Мы с 2017 года живем в такой ситуации. Если в какой-то из стран Европы это случается — там люди устраивают праздник. Так что у нас есть и запрос, и возможности. Нужно только суметь их реализовать».

«Чебурашка» приведет друзей

Относительно комфортно чувствуют себя сериалы. «К сериалу «Фишер», например, проявляли интерес даже западные страны, чтобы его адаптировать — даже в условиях санкций, — отметил генеральный директор компании «Медиаслово» Данила Шарапов. — Мы сотрудничаем с другими странами, с Казахстаном, например, с Ираном, адаптируем зарубежный контент, предлагаем свой. Единственное, с чем у нас есть проблема — это кадры. Не хватает сценаристов и режиссеров. И на мой взгляд, эту проблему нам при условии, что мы прямо сейчас за нее возьмемся, удастся решить не раньше чем лет через пять».

Зато где у нас проблем нет, так это в анимации. Феноменальный успех «Чебурашки» пробудил у кинокомпаний живейший интерес к советским мультперсонажам.

«Практически все российские мейджоры на сегодняшний день изъявили желание сделать фильм с персонажами «Союзмультфильма», — рассказала председатель правления студии Юлиана Слащева. — Я ходила пять лет по рынку и говорила: «Ребята, это будущее! Давайте заниматься этим вместе, давайте думать, как нам вписать классических персонажей в современные реалии». Мне отказывали. А оказалось, достаточно было просто выпустить одного «Чебурашку».

Во время дискуссии сама Юлиана Слащева и модератор секции Тина Канделаки проговорились, что права на большинство персонажей золотой коллекции «Союзмультфильма» уже благополучно распроданы. Так что, судя по всему, в ближайшее время нам стоит ждать шквала фильмов-продолжений и переосмыслений классических советских анимационных историй.